|
|
N°19, 05 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Исламская бомба погубила своего отца
Главный пакистанский ядерщик взял вину на себя
Отец-создатель "исламской атомной бомбы" 66-летний профессор Абдул Кадыр Хан чистосердечно признался вчера в передаче за рубеж ядерных технологий. Три дня назад Хан был уволен с поста специального советника при премьер-министре по вопросам науки. Вчера Хан зачитал по национальному телевидению обращение к согражданам, попросив извинить его за совершенное преступление.
Ученый, встретившись с пакистанским президентом Первезом Мушаррафом, сразу после этого признал, что сообщил главе государства все детали, связанные с передачей ядерных секретов, и тот был настроен "весьма благожелательно". Президент, однако, ничего не сообщил ученому о его дальнейшей судьбе, пообещав "принять решение позже". Ядерные секреты Абдул Кадыр Хан раскрывал в бытность свою руководителем научно-исследовательского центра "Кахута рисерч лабораториз", то есть еще до прихода во власть Мушаррафа. Правительство может попытаться взвалить вину за утечки атомных секретов на предшественников -- бывших премьеров Беназир Бхутто и Наваза Шарифа, которые живут в изгнании. В любом случае передача ядерных технологий произошла до военного переворота 12 октября 1999 года, приведшего на вершину власти в стране генерала Первеза Мушаррафа.
Ранее президент Мушарраф утверждал, что пакистанские ученые, уличенные в передаче иностранным государствам ядерных секретов, понесут наказание по всей строгости закона. Исламабад категорически заявляет, что правительство и военные не имели отношения к "утечкам ядерных секретов" и только отдельные ученые «по причине личных амбиций или жадности» могли быть вовлечены "через международный подпольный черный рынок к передачам подобных технологий". Теперь, после признания Хана, это установленный факт.
Скорее всего к бывшему руководителю национальной ядерной программы отнесутся достаточно мягко, учитывая его заслуги перед отечеством и огромную популярность. Он пока не арестован, однако его дом, как и дома еще нескольких сотрудников расположенного под Исламабадом и созданного Ханом центра "Кахута рисерч лабараториз", находится под охраной спецслужб. В этом центре обогащают оружейный уран. Испытания своей бомбы Пакистан провел в пустыне Чагай в мае 1998 года, вслед за соседней Индией, вступив де-факто в мировой ядерный клуб и став первым исламским государством, создавшим ядерное оружие.
По данным пакистанских СМИ, Хан "поделился с рядом дружественных государств", то есть с Ираном, Ливией, а также КНДР, "сведениями о газовых центрифугах, используемых для обогащения урана" в обмен на "чертежи баллистических ракет". Сведения о том, как атомные секреты утекали из Пакистана, руководству этой страны передало Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) еще в ноябре прошлого года. С тех пор в Пакистане сотрудники спецслужб "проводят собеседования" с десятком ведущих ученых-ядерщиков.
Скандал изрядно портит международный имидж Пакистана. Один из чиновников, входящих в ближний круг президента, отмечает, что президент был "необычайно огорчен и разозлен", узнав якобы еще в январе об участии Абдул Кадыр Хана в скандале с распространением ядерных технологий. Правда, заместитель госсекретаря США Ричард Армитидж подтвердил, что правительство Пакистана не имело отношения к передачам этих технологий и "речь идет об отдельных частных лицах".
Вчера Мушарраф собрал совет ядерного командования, включая премьер-министра Мир Зафаруллу Хана Джамали, министров иностранных и внутренних дел, обороны, командующих родами войск и высший генералитет. Руководство Пакистана решает, что же делать с проштрафившимся национальным героем. Хан подал прошение о помиловании, заявив, что полностью осознает свою вину и ущерб, который он нанес интересам родины. Что станет с ведущим пакистанским ядерщиком, покажут ближайшие дни.
Владимир ШРЕТЕР, Исламабад, корреспондент РИА "Новости" в Пакистане, -- для газеты "Время новостей"