|
|
N°17, 03 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Первые лишние деньги
В стабилизационный фонд отложено 106,3 млрд рублей
В России начал реально действовать стабилизационный фонд. Как победные реляции прозвучало вчера заявление вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина о том, что первый взнос -- 106,3 млрд руб. -- правительство в фонд внесло. И хотя вице-премьер заверил вчера президента, что «существование стабфонда подтверждает правильность экономической политики, выбранной правительством», на самом деле его существование говорит лишь о том, что, упорствуя в поддержке отечественной промышленности, власть пошла традиционным путем, решив вывести из активного оборота пятую часть бюджета. Других способов борьбы с «голландской болезнью» Россия не придумала и, как делает это большинство стран, не умеющих распорядиться сырьевыми деньгами, "заморозила" излишки на черный день.
Так называемая "голландская болезнь" -- это неспособность переварить приток в экономику валюты от сырьевой внешнеторговой деятельности (независимо от того, чем торгует страна: нефтью, газом или металлом). Она поражала многие страны, но лекарства от нее пока не придумано. Механизм возникновения болезни одинаков. Большой приток сырьевых денег и спрос на внутреннюю валюту (в нашем случае -- рубли) со стороны экспортеров избыточно укрепляют внутренние деньги. Это в свою очередь делает экспорт неконкурентоспособным и губит в стране промышленность, не связанную с добывающей отраслью. Кроме того, когда дополнительные средства попадают в экономику, масса денег становится излишней, не переваривается и выливается в инфляцию. Создавать из сырьевых доходов запасы на «тощие» годы пытались многие страны, но, как показывает зарубежная практика, все «фонды будущих поколений» этими поколениями не обнаруживаются.
В нашей стране в «неприкосновенный запас» уходят все средства бюджета от цены нефти свыше 20 долл. за баррель (технически излишки снимаются с пошлин на нефть и НДПИ), а также остатки средств бюджета, включая доходы, полученные от размещения средств стабфонда. Когда создавали фонд, российское правительство уверяло, что оно подстраховалось от неудач коллег из других стран, четко прописав в Бюджетном кодексе, когда можно будет тратить деньги из государственной заначки. Средства стабфонда могут быть пущены в дело, только если накопленный объем средств стабфонда превышает 500 млрд руб., то есть когда они достигнут пятой части от объема бюджета.
На самом деле такая оговорка ни от чего не страхует. Тратить деньги фонда станет возможно уже с конца 2006 года (к тому времени стабфонд как раз должен достичь 500 млрд руб.). Использовать же стабфонд закон позволяет на разные нужды. Например, «для финансирования дефицита федерального бюджета, а также для других целей» при снижении цены на нефть. В какой именно сфере образовался дефицит, это определит правительство. Причем объемы использования средств фонда и цели хоть и определяются федеральным законом о бюджете, все равно полностью будут зависеть от правительства. Как показала практика двух последних лет, весь бюджет принимает путем кулуарных обсуждений в нулевом чтении. В прошлом году после нулевого чтения в правительственный вариант не было внесено ни единой правки.
Ирина СКЛЯРОВА