|
|
N°16, 02 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Попурри на два аншлага
Артгруппа «Хор Турецкого» добралась до ГЦКЗ «Россия»
Когда несколько лет назад мне довелось впервые попасть на выступление артгруппы «Хор Турецкого» (он тогда назывался как-то по-другому -- вроде, «Еврейский хор»), невозможно было предположить, что через пару лет этот вокальный коллектив будет чуть ли не каждый день мелькать по телевизору и сможет собрать зал «Россия». То есть концерт тогда был более чем приятен: прекрасные голоса, аккуратная мешанина разных песен (от «Хава нагила» и «Лэ хаим» до «Шара голубого», бродвейской классики и джаза в виде Go Down, Moses), а также блестящий автоконферанс самого Турецкого («Наш хор объехал все страны бывшего Советского Союза, включая Израиль»). Но казалось, что все это может существовать только в очень камерном пространстве, как витебский Театр имени Якуба Коласа, где на фестивале «Славянский базар» у коллектива был, кажется, единственный номер в общей программе («Маленький еврейский хор приветствует большой славянский фестиваль» -- так обратился Михаил к зрителям).
Казалось бы, ну что такого: «национальный» хор на большом мультижанровом фестивале. Что он может добавить программе или убавить? Однако певцы одним своим роскошным видом -- шеренга харизматичных цадиков в дизайнерских лапсердаках -- настолько поразили воображение зрителей, что уже на следующий год подопечные Турецкого выступали в нескольких сборных концертах, поучаствовали в сольнике одиозного Бориса Моисеева (голос которого один из солистов хора отлично пародирует), а под «сольник» хору отдали уже гораздо большее городское помещение. «Большой славянский фестиваль» превратил «маленький еврейский хор» в свою лучшую «фишку».
Популярность хора, который к настоящему моменту существует уже тринадцать лет, вышла за пределы и московского Еврейского культурного центра, и «Славянского базара», и диаспор ближнего зарубежья (включая Израиль). В минувшие выходные хор дал два аншлаговых концерта в Москве, причем не где-нибудь, а в самом попсовом зале -- ГЦКЗ «Россия». На сцене этого зала, впрочем, хор вступает не впервые -- доводилось выступать здесь в сборных концертах звезд эстрады. Интересно было посмотреть, как камерный вокальный коллектив с вызывающе эклектичной программой будет выглядеть в большом столичном зале. Тем более что в программе согласились участвовать звезды эстрады высшего ранга, в частности Иосиф Кобзон, Николай Басков и даже Филипп Киркоров.
Как ни странно, несмотря на все вышеперечисленные обстоятельства (и тот факт, что Михаил Турецкий довольно мало шутил), программа откровенно удалась. Она получилась, пожалуй, даже лучше и цельнее, чем обычное выступление хора. Хотя в программе было представлено в общем-то мало нового: традиционный «турецкий салат» из песен разных стран и народов, перепевок, пародий, попурри. Так, концерт начался песней Tonight (из мюзикла «Вестсайдская история»), продолжился оперной классикой Nessun dorma (из «Турандот» Пуччини). Далее в программе появились аббовская Money Money -- со вставкой «люди гибнут за металл», другая Money (из «Кабаре» Боба Фосса) и еще несколько ярких заплаточек. Где-то на пятом номере на сцене появился первый гость: Лайма Вайкуле, спевшая с хором Memories. Эта композиция из мюзикла «Кошки» была в свое время прославлена Сарой Брайтман. То есть вещь для женского вокала, но «турецкие» певцы звучали чуть ли не выше и «женственнее», чем Лайма (не говоря уже о Брайтман). Пожалуй, только к концу первого отделения зазвучало что-то еврейское, а именно «Тум-балалайка» с Иосифом Кобзоном. Еврейские песни, конечно, тоже звучали -- причем не только бытовые и развлекательные, на идиш, но и древние, религиозные, на иврите. В это время на сцену проецировались письмена Торы, фрагменты Стены плача, зажженные меноры... Но все равно основа репертуара хора -- эстрадные песни и песни со, скажем, неопределенным национальным происхождением. Например, «Шар голубой» (из фильма «Юность Максима»), которая, по мнению Михаила Турецкого, «при ближайшем рассмотрении оказывается старинной еврейской песней». Довод иллюстрируется куплетом на идиш. Ну как тут не поверить? Тем более что эту песню с хором исполнил уроженец Могилева Борис Моисеев.
У Филиппа Киркорова и «Хора Турецкого» репертуар, как ни странно, частично пересекается: оба исполняют хит «Дива» израильской звезды Даны Интернешнл. Но на прошедшем концерте Филипп исполнил с хором не ее, а... Show Must Go On из репертуара группы Queen. Басков пел почему-то «Мурку».
Александр БЕЛЯЕВ