Время новостей
     N°15, 30 января 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.01.2004
Капиталисты всей страны, объединяйтесь!
Крупный бизнес хочет заслониться средним и мелким
Действующая сегодня в России система бизнес-объединений, возможно, скоро прекратит свое существование. Три основные предпринимательские "колонны" - РСПП (крупный бизнес), «Деловая Россия» (средний) и ОПОРА (малый) могут слиться в единую организацию, невиданных доселе по масштабам и всеохватности.

Предложение поступило от члена бюро РСПП, главы холдинга «Интеррос» Владимира Потанина. Вчера он направил письмо президенту РСПП Аркадию Вольскому, в котором сказано, что «назрела необходимость реформирования существующих предпринимательских организаций». По мнению г-на Потанина, «работа в рамках одной организации позволит более энергично продвигать интересы всего предпринимательского сообщества». Идея как будто витала в воздухе. Аркадий Вольский тут же ее поддержал, заявив, что «нашим трем организациям, Торгово-промышленной палате нечего делить, мы вместе должны работать на экономику страны, реализацию функций работодателей». А руководство «Деловой России» выразило готовность в течение ближайших недель подготовить концепцию объединения.

Сама идея создания единого и нерушимого союза на сегодня выглядит привлекательной для всех слоев бизнеса. Отношения бизнеса и власти меняются таким образом, что быть «олигархом» становится не просто неприятно, но и опасно. Крупный бизнес в лице РСПП при таком объединении получает возможность избавиться от ненавистного прозвища «профсоюз олигархов» и смешаться со средним и малым, организационно не выделяясь и хотя бы этим не раздражая власть и граждан. Средний же и малый бизнес получает частичный доступ к лоббистским и организационным возможностям крупного. В Кремле исчезновение «профсоюза олигархов» явно будут приветствовать. В этой связи тот факт, что инициатива исходит именно от Владимира Потанина, доверенного лица Владимира Путина и активиста «Единой России», выглядит не случайным совпадением. Хотя вряд ли можно говорить о том, что Кремль "просто приказал». Первые разговоры о необходимости объединения в бюро РСПП появились летом, сразу после начала атаки властей на ЮКОС. Как рассказал газете «Время новостей» исполнительный секретарь РСПП Игорь Юргенс, «вопрос об объединении был озвучен еще в июне, когда представители бизнеса создали кризисный комитет, просчитывавший, как минимизировать риски для бизнеса в связи с повышенным к нему интересом правоохранительных органов. Бизнес, чувствующий себя неуютно и некомфортно, понял, что пора объединиться».

Однако, несмотря на всю привлекательность этой идеи для бизнесменов всех размеров, существует вероятность того, что новое мега-сообщество будет похоронено еще до рождения. Стороны могут не найти компромисс. Вряд ли члены РСПП готовы к действительному равенству с «малышами». Правда, Игорь Юргенс, подчеркнув, что вопрос о путях объединения будет обсуждать на заседании правления РСПП 19 февраля, сказал, что «малый бизнес не потеряется в нашей огромной структуре". "Ведь и сегодня все законодательные приоритеты, которые мы отстаиваем перед правительством и Думой, касаются в равной степени интересов и крупного и малого бизнеса, - продолжил он. -Треть членов РСПП как раз представители малого бизнеса, а о нас сложилось представление как о профсоюзе олигархов. Но ведь в РСПП только бюро состоит из олигархов».

То есть на РСПП пока рано ставить крест. Как пояснил нашей газете член бюро РСПП Алексей Мордашов, «РСПП, имея свои недостатки, показало себя как организация, сыгравшая большую роль для выстраивания диалога как внутри бизнес-сообщества, так и бизнеса с внешним миром». В то же время «Деловая Россия» готова к объединению только при соблюдении двух принципиальных для нее условий. Три действующих объединения ликвидируются, должна быть создана новая организация с новым названием, в структуре которой «юридически, структурно и идеологически» будет зафиксирован приоритет малого и среднего бизнеса. По словам сопредседателя «Деловой России» Сергея Генералова, к заседанию правления РСПП они выйдут с конкретными предложениями по объединению. «Деловая Россия» предлагает также в кратчайшие сроки создать рабочую группу по подготовке механизмов объединения. А президент ОПОРы Сергей Борисов заявил газете «Время новостей», что не готов пока поддержать или опровергнуть эту идею. «Мы намерены вначале тщательно изучить предложения, чтобы не сделать малому бизнесу хуже», - подчеркнул он. Впрочем, как заявил нашей газете член бюро РСПП Александр Шохин, «нам важно, чтобы было не присоединение, а объединение».

Однако, если устраивающая всех схема будет найдена, то после согласования всех процедур предстоит еще одна схватка - это выбор руководства. Во всех трех организациях немало амбициозных людей, чувствующих себя достойными встать у руля нового профсоюза предпринимателей.

Ситуацию с возможным слиянием РСПП, "Деловой России" и организации ОПОРА в единый профессиональный союз предпринимателей корреспонденту газеты "Время новостей" Наталье РОЖКОВОЙ прокомментировали научный руководитель Высшей школы экономики Евгений ЯСИН и гендиректор Центра политических технологий Игорь БУНИН.

Игорь БУНИН, гендиректор Центра политических технологий

-- Эта ситуация давным-давно назрела. По сути, это попытка бизнеса переструктурировать отношения с государством. Возникли разные проблемы, связанные прежде всего с ЮКОСом, но и не только с ним, а с появлением идеи о том, что есть компании, у которых есть некие «грехи». Этих компаний 5--7, сказал президент, и надо с этими грехами разбираться. Крупный бизнес объединен в так называемый «профсоюз олигархов» -- РСПП, который постоянно вел диалог с президентом. И есть две организации, «Деловая Россия» и ОПОРА, политически не столь весомые, но имеющие достаточный электорат среди мелких и средних предпринимателей, и их гораздо больше, чем в РСПП. С одной стороны, объединение этих трех организаций в единый профсоюз предпринимателей, конечно, усилило бы их позиции. С другой стороны, государство создает некую структуру, в которой диалоговые отношения с предпринимателями не очень важны. Власть пытается весь бизнес, особенно крупный, сделать придатком государственной машины. Объединение бизнеса -- возможность сохранить независимость. Единый союз предпринимателей -- влиятельная организация, способная регулировать и отношения среди своих членов, и диалог с государством, и диалог с профсоюзами -- если бы у нас было профсоюзное движение, которого у нас нет. Кроме того, это помогло бы решать важную проблему социальной ответственности бизнеса.

Если в этой ситуации власть последует принципу «разделяй и властвуй» и воспрепятствует объединению, то она может получить три организации, ни с одной из которых не сможет договориться. Если же власть предпочтет иметь одного ответственного партнера, то для нее лучше в такой ситуации иметь дело с объединенной организацией. При этом ручное управление сохранится, потому что наша система еще не созрела для партнерских отношений, но все-таки это будет не мертвая хватка.

Евгений ЯСИН, научный руководитель Высшей школы экономики:

-- У меня такое впечатление, что у РСПП в лице Владимира Потанина есть прямой резон выступить с подобного рода заявлением по очень простой причине: в свое время и ОПОРА, и «Деловая Россия» по инициативе Кремля создавались в качестве противовеса РСПП. То есть чтобы не допустить чрезмерного усиления РСПП в качестве профсоюза бизнеса и противопоставить мелкий и средний бизнес олигархам. Сейчас РСПП, озабоченный определенными действиями власти, пытается эту ситуацию поправить. Но я не ожидаю тут особых достижений. Само объединение возможно, но я думаю, что для усиления позиций бизнеса в обществе это практически ничего не даст.

Во-первых, мне кажется, сегодня бизнес не готов консультироваться с государством на равных позициях. Бизнес приползет на полусогнутых. А если он будет ползать на полусогнутых, то все равно -- с малым бизнесом это будет или без. Между прочим, я замечаю, что ОПОРА во главе с Борисовым ведет себя гораздо более независимо, чем РСПП во главе с Вольским. И я затрудняюсь сказать, усилит ли объединение независимость позиций обеих структур.

Во-вторых, мне кажется, государство не нуждается ни в каких консультациях. Оно только будет спокойно ждать, чтобы к нему приходили и о чем-нибудь просили. Просили принять деньги, просили о каких-то благодеяниях. Государство доказало, что оно может применять силовые методы к любому. Зачем тут диалог? Оно выдергивает себе морковку из грядки -- и все. По моему мнению, сегодня диалог с государством на равных невозможен. Это могут себе позволить отдельно взятые люди, как, например, Каха Бендукидзе, но исключительно в силу смелости своего характера, а не по каким-то другим причинам.


Беседовала Наталья РОЖКОВА

Вера СИТНИНА