|
|
N°15, 30 января 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Контрольная борьба
«Газпрому» не удалось вчера захватить Ковыктинское месторождение
После передачи Талаканского месторождения «Сургутнефтегазу» следовало ожидать активизации восточносибирского нефтегазового консорциума, в который помимо компании Владимира Богданова входят госкомпании «Газпром» и «Роснефть». Вчера в публичную атаку ринулся газовый монополист. Поводом послужила очередная встреча председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера и управляющего директора по производству и технологиям ТНК-ВР Виктора Вексельберга. По ее итогам г-н Миллер впервые выступил с программным заявлением по Ковыктинскому месторождению, которое находится в разработке у российско-британского холдинга. Из его слов следует, что «Газпром» намерен не допустить разработки месторождения по проекту ТНК-ВР без контроля со стороны монополиста. Если ему это удастся, то провал одному из последних крупных газовых проектов, независимых от «Газпрома», фактически обеспечен. Впрочем, в ТНК-ВР не склонны драматизировать ситуацию и уверяют, что с «Газпромом» у них складываются «нормальные рабочие взаимоотношения».
Конфликт между частными компаниями -- владельцами лицензии на разработку Ковыкты и государственным «Газпромом» длится уже несколько лет. Команда Алексея Миллера не желает создавать прецедент и отдавать экспортный газовый канал. Почти два года назад «Газпрому» удалось добиться получения статуса координатора экспортных потоков, однако внятного ответа на вопрос о новых полномочиях концерна никто так и не дал. Несколько позднее «Газпром» стал предпринимать попытки войти в состав участников «РУСИА Петролеум» -- оператора проекта, в котором более 60% акций принадлежит ТНК-ВР, блокпакет уже полгода пытается продать «Интеррос», остальные акции находятся в распоряжении администрации Иркутской области. С этой целью газовый монополист даже пытался выделить в своем бюджете деньги на покупку акций у «Интерроса», однако совет директоров «Газпрома» эту идею не одобрил. Несмотря на это, г-н Миллер от идеи войти в Ковыктинский проект не отказался и продолжал изыскивать пути достижения этой цели.
Прошлой осенью общественности с помпой было презентовано международное ТЭО проекта освоения Ковыктинского месторождения, подготовленного совместно с потребителями -- китайской CNPC и корейской KOGAS. Его направили для ознакомления в «Газпром», которому предлагается присоединиться к проекту на рыночных условиях. Вчера г-н Миллер в пух и прах раскритиковал этот документ. «Обеспечение газом российских потребителей должно быть приоритетом развития ресурсной базы Восточной Сибири. В представленном ТЭО данный принцип не нашел отражения. Так, не учтены затраты на газификацию прилегающих к месторождению регионов, не рассматривается возможность развития газохимических производств на ресурсах месторождений Иркутской области», -- цитирует пресс-служба «Газпрома» слова председателя правления. Согласно проекту ТНК-ВР, потребители области должны получать с месторождения не более 4 млрд кубометров в год, в то время как на экспорт предполагается направлять 30 млрд кубометров (20 млрд -- в Китай, 10 млрд -- в Корею). Глава монополии не забыл напомнить, что нынешние операторы проекта до сих пор не смогли договориться по оптимальной цене поставок газа на экспорт. «В этой связи внутренний рынок, где параметры изменения цен на газ в настоящее время достаточно точно определены Энергетической стратегией России до 2020 года, является более привлекательным», -- отметил он. Кроме того, по оценке «Газпрома», затраты на реализацию проекта будут значительно выше заявленных расходов (6 млрд долл. на развитие добычи и еще 6 млрд долл. на строительство газопровода по территории России). Один из менеджеров «Газпрома» заявил газете «Время новостей»: «Может быть реализован только один вариант -- обеспечение газом Ковыкты восточносибирских регионов России. -- «Закопать» 6 млрд долл. в землю и получить в итоге «китайский голубой поток» (имеются в виду очень сложные переговоры с представителями Китая и риски, связанные с этим. -- Ред.) неразумно».
В вопросе о возможном участии монополии в проекте г-н Миллер был менее четок: «В связи с многочисленными нарушениями лицензионного соглашения на разработку Ковыктинского месторождения «Газпром» сможет рассматривать возможность участия в проекте только после урегулирования всех спорных вопросов с МПР России». Источник в концерне пояснил, что речь идет о срыве сроков ввода объектов, прописанных в лицензионном соглашении, а также нарушениях в ходе самой процедуры передачи лицензии недропользователю. Т.е. речь идет о предписании, которое выдало Минприроды еще в прошлом году и которое в ТНК-ВР всегда считали некорректным.
Г-н Вексельберг не стал публично реагировать на выпады главы «Газпрома». «Мы уверены, что совместными усилиями мы сможем реализовать столь масштабный международный проект, что послужит развитию Восточно-Сибирского региона и укреплению сотрудничества между Россией, Китаем и Южной Кореей», -- процитировала его слова пресс-служба ТНК-ВР. Источник в компании пояснил, что проблем с лицензий не существует, однако оценки сказанному г-ном Миллером также предпочел не давать.
Вполне вероятно, что сейчас стороны приступили непосредственно к выработке условий вхождения «Газпрома» в Ковыктинский проект. Раньше речь шла о том, что концерн будет полностью контролировать транспортировку газа на экспорт. Однако теперь, по информации газеты «Время новостей», команда г-на Миллера отвергла это предложение и собирается добиваться полной переориентации проекта на внутренний рынок. Причем «Газпром» уже претендует на контрольный пакет в «РУСИА Петролеум» и намерен требовать разработки месторождения на условиях обычного налогообложения (ранее предполагалось применение условий СРП).
Таким образом, резкие выпады г-на Миллера могут свидетельствовать лишь о том, что г-н Вексельберг не пошел ему на уступки и занял выжидательную позицию. Какую тактику изберет «Газпром» на следующих переговорах с г-ном Вексельбергом, пока предположить сложно. Однако очевидно, что лоббисты из «Газпрома» начнут добиваться ослабления позиций ТНК-ВР различными путями и с помощью различных государственных органов. И здесь уже важен вопрос о том, насколько далеко им разрешит зайти руководство страны, первые лица которой всегда держат руку на газовом пульсе.
Алексей ГРИВАЧ, Николай ГОРЕЛОВ