|
|
N°7, 20 января 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Владимир Комаров: «Фетисов не вник в суть происходящего»
Сегодня тренерский совет Союза конькобежцев России определит состав команды, которая в начале февраля отправится на чемпионат мира по многоборью. Однако не факт, что именно названные спортсмены выйдут на лед норвежского Хамара. Причиной тому стал конфликт между руководством союза и тренерами Госкомспорта, отвечающими за конькобежный спорт. Подробнее об этом и о проблемах конькобежцев в интервью корреспонденту газеты «Время новостей» Ольге ЕРМОЛИНОЙ рассказал президент союза Владимир КОМАРОВ.
-- Владимир Дмитриевич, как вы оцениваете выступления российских конькобежцев?
-- Никаких сюрпризов сезон не принес. Правда, некоторые склонны оценивать результаты как удачные. Моя точка зрения, что по сравнению с прошлым годом никакого шага вперед не произошло. Если год назад на чемпионате Европы мы занимали 4--7-е места, то в этом 5--6-е. Если в спринте личный результат Дмитрия Лобкова по сумме многоборья был 13-м, то в этом -- 10-й. Лобков считался одним из лидеров Кубка мира, занимал призовые места на 500 м и неплохо смотрелся на «полуторке», но одно дело Кубок мира, а другое -- мировое первенство. Впереди два чемпионата мира: по многоборью -- в Хамаре и на отдельных дистанциях -- в Сеуле. Сезон показал: чудес не бывает. Реально можем рассчитывать только на трех человек -- Ивана Скобрева и Евгения Лаленкова на 1500 метрах, а также на Лобкова -- 500 метров. Больше похвастаться нечем.
-- В чем причины такой ситуации?
-- Проблем много. Одна из них в нехватке спортивных объектов. Я не веду речь о сборной. Эти 10--12 человек тренируются за рубежом в нормальных условиях. Имеется в виду резерв. Получается, что наша молодежь не только оторвана от опытных спортсменов, но и вынуждена бегать, образно говоря, по колдобинам и ухабам. Поэтому когда молодые ребята появляются на чемпионате России, то в силу объективных причин не могут конкурировать с опытными спортсменами. В 2005 году в строй вводятся три конькобежных катка -- в Москве, Коломне и Челябинске, и это снизит остроту проблемы. Понятно, что можно вбухивать миллионные суммы, но ничего не получать взамен, если дома спортсменам негде готовиться. Возьмите те виды спорта, которые находятся в «эмиграции»: горные лыжи, двоеборье, санный спорт, -- практически никаких результатов.
-- Но почему молодым не тренироваться с лидерами за границей?
-- Для этого нам нужно порядка миллиона долларов в год. Государство выделяет на развитие конькобежного спорта ежегодно 220 тыс. долл. Для сравнения, в Германии на это отводится 12--14 млн евро. Конечно, кому-то из наших помогают местные организации и спонсоры. К примеру, молодая Ольга Тарасова, которая в этом сезоне выступает успешно, готовилась не со сборной, а сама -- за счет средств, которые ей находил супруг.
Чтобы не нарушать связь поколений, мы попытались искусственно подтягивать молодежь. Было решено, что на крупные старты поедут конькобежцы, занявшие первые два места на чемпионате России плюс молодой спортсмен, ставший четвертым. Но специалисты Госкомспорта это правило проигнорировали. В итоге в Нагано на чемпионате мира по спринтерскому многоборью произошел серьезный конфликт. В Японии должны были бежать Лобков, Кибалко и молодой Дмитрий Тарасов. Бронзовый призер чемпионата страны Дорофеев поехал в Японию запасным. Но за два дня до начала соревнований молодой гостренер Сергей Клевченя, не объясняя причин и в обход решения федерации, самовольно поменял Тарасова на Дорофеева. Подобный инцидент произошел и на чемпионате Европы по многоборью. Вопреки нашему решению вместо молодого Бурляева почему-то побежал Дмитрий Шепель, который травмировался и ничего не показал.
-- Вы пытались уладить конфликт с Госкомспортом?
-- Много раз, но Вячеслав Фетисов, похоже, серьезно не вник в суть происходящего. В апреле прошлого года Госкомспорт попросил нас назвать фамилии главного и старшего тренеров сборной конькобежцев. Мы объявили конкурс, создали комиссию, отобрали людей, но все это было проигнорировано. Госкомспорт назначил своих людей. В итоге получилось двоевластие: два главных тренера, два тренерских совета, которые не могут найти общий язык. Тренеры из Госкомспорта опираются на свои правила формирования команды, которые они считают более значимыми, чем решения федерации. Но для ясности: во Всероссийский тренерский совет входят все тренеры сборной и представители от 42 территорий, где развивается наш вид спорта.
-- Новый ледовый дворец, который планируется запустить в сентябре в Крылатском, улучшит ситуацию с резервами?
-- Современный каток мало построить, его надо грамотно эксплуатировать. Если от руководства потребуют самоокупаемости, никаких перемен в нашем виде спорта не произойдет. Арендная плата будет высокой, чтобы покрывать расходы, дирекция займется коммерцией. Мы внесли предложения в правительство Москвы, чтобы создать в столице конькобежный центр, куда войдут специализированная ДЮСШ, школа высшего спортивного мастерства, центр олимпийской подготовки, училище олимпийского резерва. Туда же можно подключить и шорт-трек как родственный вид спорта. Новый каток должен стать составной частью этого центра, а не центр при катке. Словом, надо, чтобы спорт стал там хозяином. Иначе вся эта махина будет работать от чемпионата к чемпионату, а пять детских школ по-прежнему будут ютиться на 33 квадратных метрах стадиона «Искра».
Беседовала Ольга ЕРМОЛИНА