Время новостей
     N°6, 19 января 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.01.2004
Управляемый стресс, как и было обещано
Центробанк утвердил инструкции о нормативах и отборе в систему страхования вкладов
Совет директоров Центробанка на минувшей неделе провел историческое заседание. Он утвердил проекты документов, которым предстоит изменить жизнь банков, -- новую редакцию главной инструкции ЦБ «Об обязательных нормативах банков» и указание о допуске банков в систему страхования вкладов. Одновременно Центробанк отменил 20 форм отчетности банков и их филиалов, чего банкиры безуспешно добивались в течение многих месяцев. Все это означает, что в банковской реформе, о провале (как вариант -- отставании) которой говорили весь прошлый год, начинается новый этап.

Аналитики справедливо отмечали, что последние полтора года Центробанк держал банкиров в напряжении постоянными обещаниями ввести гарантирование вкладов, перевести всех на международную отчетность, победить раздувание капитала. «Нам предстоят три года управляемого стресса», -- пообещал осенью 2002 года первый зампред Банка России Андрей Козлов. С тех пор российские банки пережили чуть ли не самый успешный год в своей истории -- активы 30 крупнейших из них выросли более чем на 35 млрд долл. (до 119 млрд долл. на конец прошлого года). Теперь стресс близок как никогда.

14 января, практически сразу после вступления в силу закона «О страховании вкладов», совет директоров ЦБ одобрил указание «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» (см. справку). Как и было обещано, критерии заимствованы из международной системы оценки банков CAMELS (Capital adequacy, Asset quality, Management, Earnings, Liquidity, Sensitivity to market risk), которой, к примеру, пользуются американские Федеральная резервная система и Корпорация страхования вкладов. Правда, в США используют 5-балльную систему по каждому из показателей, а ЦБ вводит 4-балльную (1 -- хорошо, 2 -- удовлетворительно, 3 -- сомнительно, 4 -- плохо).

На Западе главный этап рейтингования банка по системе CAMELS -- инспекторская проверка, проходящая в банке. Куратор из ЦБ именно на месте сможет убедиться в достоверности отчетности подопечного или получить детали относительно качества кредитного портфеля, особенностей системы управления рисками и т.д. А это как раз самое важное. Поэтому наблюдателей давно мучает вопрос: хватит ли у подчиненных Сергея Игнатьева ресурсов и времени, чтобы проверить более тысячи банков. Верится с трудом. Совладелец инвестбанка ОФГ и член наблюдательного совета Сбербанка Борис Федоров полагает, что «внедрение системы страхования вкладов будет способствовать процветанию банковских спекулянтов». Андрей Козлов возражает, что проверки не будут одинаково интенсивными и трудозатратными во всех банках: «К одним банкам у нас может быть меньше вопросов, чем к другим».

Так или иначе, простого выполнения нормативов для работы с вкладчиками будет недостаточно. «Может быть такое, что норматив (в первую очередь по достаточности капитала и ликвидности. -- Ред.) выполнен банком ровно один в один, а с точки зрения финансовой устойчивости оказалось, что это сомнительно, -- поясняет директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский. -- Все, что удовлетворительно, -- проходит, а сомнительно -- нет». По оценке, которой он поделился с Интерфаксом, критерии финансовой устойчивости для кандидатов в систему страхования будут примерно на 10% жестче традиционных. Но, отметил г-н Симановский, «мы не будем предъявлять повышенные требования к выполнению нормативов». Для желающих войти в систему ЦБ одобрил проекты положения о рассмотрении ходатайства банка и обжаловании отрицательного заключения надзорного блока.

В тот же день совет директоров утвердил ключевую для банков инструкцию «Об обязательных нормативах». В ней, как пишет ЦБ, «устанавливается требование» о соблюдении нормативов «на постоянной основе». Это означает, что банки рассчитывают нормативы ежедневно, а ЦБ также ежедневно может запрашивать информацию об их соблюдении. И если банк не вписывается полностью в заданные нормативы в течение более чем пяти дней в месяц (30 операционных дней), к нему могут применяться меры воздействия. «В ЦБ дали сами себе отличный инструмент по фильтрованию банковской системы, -- говорит представитель московского банка, пожелавший остаться неназванным. -- В России единицы банков, не нарушающих нормативы хотя бы 15 дней из 30». Правда, на Неглинной отчасти пошли банкирам навстречу, отменив восемь обязательных нормативов, в том числе Н8 (риск на одного кредитора), Н9 (риск на одного акционера), Н10 (риск на одного инсайдера), Н11 (максимальный размер привлеченных частных вкладов) и ряд других. Одновременно ЦБ снизил значения нормативов мгновенной и текущей ликвидности (Н2 и Н3) соответственно с 20 до 15% и с 70 до 50%.

Достаточно ли будет этих послаблений, станет ясно после 1 апреля (с этого момента ЦБ намерен ввести в действие принятую инструкцию). Возможно, реально надзор и не будет столь жестким, тем более что с формальной точки зрения несоблюдение нормативов -- главный повод для ЦБ не включить банк в систему страхования вкладов. А последствия провала даже первой попытки могут быть очень плачевны, вплоть до полного оттока клиентуры. «Если банк не выполняет норматив, то по первому ходатайству отрицательное решение будет однозначно, -- говорит г-н Симановский. -- И при всей системе конфиденциальности, я полагаю, об этом будет известно, в связи с чем банк может испытывать определенные сложности». И он прав: как показывает западный опыт, слухи об итогах рейтингования того или иного банка на основе CAMELS так или иначе становятся известны рынку, и рынок реагирует на них очень оперативно.

Еще одной «компенсационной» мерой, которую приготовил банкам их попечитель, стала микрореформа отчетности. По решению совета директоров, из нормативных документов ЦБ скоро исчезнут 16 форм отчетности банков и четыре формы, предоставляемые филиалами. Банкиры очень давно умоляли разгрузить их по этой линии, но даже теперь они недовольны. Президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян, сообщивший о сокращении отчетности как о своем лоббистском успехе еще до заседания совета директоров, называет действия ЦБ явно недостаточными. «Отчетность должна строиться не на принципе обеспечения удобств и желаний каждого из департаментов ЦБ, а с учетом повышения эффективности надзора», говорилось в пресс-релизе АРБ.

К этому банкирам стоило бы вспомнить обещанное в связи со страхованием вкладов снижение ставок фонда обязательного резервирования, о котором говорил замглавы Минэкономразвития Аркадий Дворкович... Но в пятницу первый зампред ЦБ Олег Вьюгин снова дал понять, что небольшое снижение ФОР -- лишь стратегическое намерение ЦБ, не связанное с системой страхования вкладов.

Согласно закону «О страховании вкладов физических лиц» оценка финансовой устойчивости банка основывается на пяти компонентах:

-- капитал (достаточность и качество капитала);

-- активы («показатели качества ссуд и активов, доли просроченных ссуд, размер резервов на потери по ссудам и иным активам, концентрация крупных кредитных рисков...»);

-- качество управления (прозрачность структуры собственности, доступность информации о собственниках и аффилированных лицах, система управления рисками);

-- доходность (рентабельность активов и капитала, структура расходов, чистая процентная маржа);

-- ликвидность (совокупность показателей ликвидности, структура привлеченных средств, зависимость от межбанковского рынка, риск собственных вексельных обязательств, небанковских ссуд, оценка обязательных резервов и т.д.).

Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ