|
|
N°5, 16 января 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прогноз на лето
В Сочи прошла первая в сезоне выставка курортных услуг
В Сочи завершила работу выставка «Курорты и туризм-2004». Специалисты турбизнеса, как обычно, сделали вывод о том, что в этом году на Черноморском побережье может не случиться наплыва отдыхающих -- многие здравницы после весьма успешного лета-2003 подняли цены, в то время как их крымские коллеги пообещали на 15% снизить стоимость путевок.
Традиционный сбор специалистов турбизнеса был уже десятым по счету. В нем приняли участие около 400 предприятий отрасли -- здравницы России и ближнего зарубежья -- и туроператоры. Из прочих подобных мероприятий сочинская выставка выделяется тем, что она проходит первой в наступающем туристском сезоне и фактически открывает его. Поэтому в Сочи не бывает большой торговли путевками, так как цены на них в январе еще не определяются. На сочинской выставке заключаются в основном договоры о намерениях продать-купить пакеты путевок, и она интересна прежде всего тем, что здесь подводят итоги минувшего сезона и с высокой степенью вероятности определяют то, каким будет курортный сезон грядущий.
Сезон-2003, отметили участники сочинской выставки, был для туристической и курортной отрасли страны весьма успешным. По данным президента Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергея Шпилько, наиболее активно восстанавливал позиции и развивался внутренний туризм, и обороты туроператоров на внутреннем рынке выросли за год на 30--70% (у некоторых этот показатель приблизился к 100%). О том, как соотносились объемы внутреннего и выездного туризма, можно судить по следующим данным: всего за минувший год на зарубежные курорты съездили 5 млн россиян, а одни только курорты Южного федерального округа России приняли на отдых более 9 млн граждан страны.
Между тем прошлый сезон специалисты турбизнеса открывали с некоторыми опасениями, которые были вызваны ликвидацией в стране системы распределения путевок в здравницы через Фонд социального страхования (многие санатории заполнялись только людьми, получавшими льготные или вообще бесплатные соцстраховские путевки). Но загрузка здравниц в целом не снизилась, а на самых популярных морских курортах Краснодарского края наблюдался рост числа гостей. За год Кубань приняла 5,5 млн отдыхающих, и это рекордный показатель за последнее десятилетие.
Рост потока отдыхающих, происшедший на фоне ликвидации соцстраховской системы, специалисты объясняют гибкой ценовой политикой баз размещения курортов, ориентированной на разный достаток граждан. В минувшем году на Кубани у Черного моря могли отдохнуть все: разброс стоимости недельного пребывания на побережье Краснодарского края составил от 5 тыс. долл. в самых фешенебельных здравницах до 100 долл. в непритязательных кемпингах.
Как ни странно, сезон 2004 года специалисты российской курортной сферы тоже открывают с определенными опасениями. Есть прогнозы некоторого снижения спроса на внутреннем туристическом рынке. Оно может быть вызвано тем, что на волне прошлогоднего успеха многие здравницы начали поднимать цены на свои путевки, зачастую необоснованно. Впрочем, эта проблема разрешится, вероятно, сама собой, когда их владельцы и руководители столкнутся со сложностями реализации. Гораздо большую тревогу у представителей российских курортов вызывает то, что в наступающем году ожидается снижение на 15% стоимости путевок на курорты Крыма, и сотрудники турагентств уже говорят о возможном перераспределении потоков отдыхающих в пользу украинского побережья.
Главной же особенностью курортного сезона 2004 года на внутреннем рынке должно стать, считает президент РСТ Сергей Шпилько, качественно новое отношение к формированию «курортного лечебного продукта». Ведь главный козырь российских курортов -- великолепные лечебные возможности, причем реализуемые сейчас по крайне низким ценам. Именно этот продукт курорты и должны продвигать, считает г-н Шпилько, если они заинтересованы в увеличении своей загрузки, в том числе и в межсезонье. Некоторые здравницы уже пошли по этому пути, объединившись с ведущими туроператорами в некоммерческую организацию «Санкуртур». Главная цель нового предприятия -- продвижение лечебных программ и предоставление возможным потребителям полной информации об условиях лечения на российских курортах.
Игорь ГЛАНИН, Сочи