|
|
N°1, 12 января 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Одноразовая экономия
НАСА намерено отказаться от шаттлов
Новая американская космическая программа, которую на этой неделе должен озвучить Джордж Буш, похоже, коснется России самым непосредственным образом. Амбициозные планы президента США по созданию постоянной базы на Луне и подготовке экспедиции на Марс на самом деле маскируют введение американцами режима жесткой экономии на космосе, причем экономия эта будет осуществляться в том числе и за счет партнеров по МКС.
После катастрофы шаттла «Колумбия» в начале 2003 года американцы приостановили полеты к станции космических челноков до выяснения причин аварии, и вся ответственность по жизнеобеспечению МКС легла на Россию, которой пришлось уплотнить график запусков своих кораблей. В течение года «Росавиакосмос» пытался давить на заокеанского партнера, требуя увеличить американское участие в проекте. Однако вместо долгожданного возобновления полетов к МКС многоразовых кораблей США готовятся заявить о полном отказе от их использования. Эксперты НАСА сделали вывод, что одноразовые корабли со спускаемой капсулой значительно надежнее и дешевле многоразовых шаттлов, и решили создать новый корабль, возобновив работы над проектом «Аполлон». Предполагается, что первый полет нового «Аполлона» состоится не ранее 2007 года.
Однако шаттлы, как известно, были одним из основных средств доставки грузов к строящейся Международной космической станции. И потому в НАСА утверждают, что не намерены отказываться от челноков до окончания строительства орбитального комплекса. Более того, пытаясь избежать встречной негативной реакции на свои инициативы со стороны партнеров, американцы уже намекнули, что разработка нового одноразового корабля на базе «Аполлона» будет осуществляться совместно с российской стороной.
Тем не менее сложившаяся ситуация не способствует росту взаимопонимания между партнерами, тем более что на МКС существует ряд нерешенных технических проблем, устранение которых может обойтись в круглую сумму. Не считая отказавших ранее приборов слежения за воздушной и водной средой и сломанного гироскопа, центры управления полетами в России и США до сих пор спорят о причинах и возможных последствиях падения давления воздуха на станции, а также о мерах по устранению неисправности.
Александр ГУДКОВ