|
|
N°243, 29 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гадание на картах мира
Новый год -- это то будущее, в которое хотя и с естественной опаской, но все же хочется заглянуть. Газета «Время новостей» решила выяснить, каких сюрпризов стоит ждать в международной жизни от грядущего года Обезьяны. На наши вопросы ответили те, кто по долгу службы вынужден давать прогнозы на будущее, -- ученые, астрологи, футурологи. К последним себя причисляет француз Марсель ГОШЕ, главный редактор интеллектуального журнала "Деба", научный директор Высшей школы социальных наук.
-- ХХ век был веком организации, XXI станет столетием индивидуума. Если в 1900 году в западном мире лишь 5% населения жили состоятельно, то теперь -- 60%, а в некоторых странах даже больше. Такая ситуация создает не меньше проблем, чем решает. Идет огромная волна либерализма, одним из воплощений которого является индивидуализм. Люди становятся все более разобщенными, одинокими. Это не может кончиться хорошо.
-- Видимо, тут надо уточнить, что вы называете либерализмом.
-- Либерализм -- это тот самый идеал, который люди держат в уме. Идеал и идол -- два очень похожих, к сожалению, слова... Общества стремительно раскрылись, содержание огромных армий перестало быть главным императивом для государств, они стали больше вкладывать в социальную сферу. Люди же, как избалованные дети, хотят все новых благ от государства. Но одновременно мы превратились в политических зрителей: следим за политиками по телевизору и не связываем себя с тем, о чем они нам говорят. Мы не понимаем происходящего вокруг нас, поэтому и растет число недовольных. Тот политик, у которого окажется больше цинизма, чем у других, чтобы завладеть умами этой пресыщенной и алчущей массы, может натворить немало шумных дел. Не исключаю и то, что маятник западного благосостояния качнется вскоре в обратную сторону. Но уверен, что мой американский коллега Фрэнсис Фукуяма ошибался, говоря о "конце Истории". В XXI столетии История только начинается!
-- Что вы думаете о современных политических лидерах Запада?
-- Ничего. Большие политики порождаются трагическими событиями. За свое нынешнее спокойствие Запад платит политическим безрыбьем. Только британский премьер Тони Блэр, пожалуй, достоин внимания. У него, получившего в юности религиозное протестантское образование, сильный внутренний стержень. Он может естественно делать то, что ему совершенно не нравится, и при этом оставаться самим собой. Блэр умеет отделять то, чего он хочет, от того, как все складывается на самом деле.
-- Верите ли вы в единую Европу?
-- Считать, что расширение Европы решит все ее проблемы раз и навсегда, -- страшная ошибка. Они расширяют Европу, а что с ней делать потом? Для новых стран, входящих в Евросоюз, он не имеет никакого значения, кроме денежного. Социал-демократы, которые уже немало лет у власти в ведущих европейских странах, приучили всех к тому, что Европа легко раздает деньги налево и направо. Почему бы молдаванам и румынам не хотеть европейских денег? Включение в ЕС всех этих поляков и прибалтов -- прыжок в неведомое со страшными последствиями. Крестьянство в странах Восточной и Центральной Европы не выдержит острой конкуренции с индустриальными аграриями Запада. На востоке континента образуется многомиллионный нищий субпролетариат. Стада голодных и грязных батраков начнут мигрировать от Португалии до России в поисках работы или пособия по безработице.
-- А какова роль Франции в наступившем столетии?
-- Пятая республика хуже остальных европейский стран переживает процесс глобализации. Это небольшая страна, которая хочет продолжать казаться мировой державой. И чем меньше ее замечают, тем громче она пытается заявить о себе, протестуя против американской политики. Правда, у Франции есть право вето в Совете Безопасности ООН. Еще Франция сохранила за собой сферу влияния в странах Черной Африки. Это все еще дает нам ощущение величия. Но ожидать чего-либо экстраординарного от Франции не приходится.
-- А от Великобритании?
-- Тоже вряд ли... Великобритания сумела утвердить свою историческую роль, будучи очередным штатом Америки. Британцы умудрились жить полвека по доверенности от американцев, чей национальный характер в корне отличается от их собственного, и при этом не сделать янки врагами. Сейчас британцы переживают ломку культурных традиций, переписывают историю. А в таком деликатном деле главное -- вовремя остановиться.
-- Кто же тогда будет задавать тон в Европе? Немцы?
-- Вероятнее всего. Чувство вины немцев перед человечеством проходит. Люди, родившиеся в Германии в последние полвека, не могут, да и не хотят чувствовать себя виновными за преступления нацистов. В ближайшее время самосознание немцев решительно изменится. Германия -- самая большая загадка будущей Европы.
-- На Европу снизу давят Африка, арабо-мусульманский мир. Что произойдет в ходе этого столкновения цивилизаций?
-- Африка -- это трагедия всего человечества. Модернизация по типу западного мира стала сегодня неизбежной. Смотрите, как легко вошли в новый мир японцы, китайцы и корейцы. Или Индия, одно из наиболее стремительно развивающихся государств! Но в Африке нет условий для вхождения в современный, глобальный мир. То же самое и в арабо-мусульманском мире, за исключением Ирана и Турции, что не случайно: в этих странах есть глубокие культурные и исторические корни. Как это ни парадоксально, история, прошлое страны -- залог ее модернизации.
-- А как же ЮАР с ее небоскребами и шахтами?
-- Все это стало возможным лишь благодаря короткому, но яркому африканерскому правлению и его культурному наследию. ЮАР идет туда же, куда и соседние Зимбабве и Намибия, где белое меньшинство становится расой изгоев. Могут начаться погромы. Как сказал мне мой бывший студент, вернувшийся после учебы в Париже к себе в Камерун, "спасение Африки только в реколонизации". Но это невозможно и не нужно Западу. Мои робкие надежды связаны только с культурным эффектом иммиграции. Африканцы присылают из Европы и Америки не только деньги, но и новые идеи, иную культуру. Может, это даст эффект.
-- К счастью, африканского терроризма мир еще не знает. Чего не скажешь о терроризме арабо-исламском. Продолжатся ли теракты в будущем году?
-- Порадовать вас мне нечем: да! Исламисты чувствуют себя глубоко униженными Историей. Ислам, самую молодую монотеистическую мировую религию, претендующую на совершенствование двух других, иудаизма и христианства, губит чувство собственного превосходства. Но за исключением нефтяных прибылей у исламских стран ничего для развития нет. Прибавьте к этому еще регулярные унижения от израильтян и американцев, долгие колониальные годы, и получите коллективную, сильнейшую ненависть к Западу. Да и ко всему "белому" миру вообще. Европейские политики не отдают себе полностью отчета в опасности исламизма. Терроризм -- это последнее прибежище потерявших надежду. Но ответственны за него и политики, которые пытаются заигрывать с исламистами и приручить их.
-- Будет ли грозить исламизм и Америке?
-- Сегодня никто в мире не контролирует происходящее. Руководство США еще блаженно верит, что нечто можно урегулировать с помощью силы. Это по-американски. Мир вне США американцы не знают и знать не хотят. Они не знают даже собственных союзников, это выше их понимания. Америка не готова жить в мире, где нет четко обозначенных врагов. Взрывы 11 сентября 2001 года обозначили вхождение США в глобальный мир. Они сейчас находятся на перекрестке Истории. С одной стороны -- триумф по всем статьям, тотальное превосходство. Однако американцам надо пересматривать свои отношения с остальным миром. Пока у них нет желания стать другими. Но американцы способны четко сформулировать любую задачу и выполнить ее в кратчайшие сроки. В отличие от европейцев, это малообразованная, не обладающая многовековым багажом нация. Но они умеют обучаться и накрепко запоминать.
-- Что ждет в новом году россиян?
-- Основы мощной, развитой и демократической России уже есть. Вы выходите из кризиса, ответственность за который лежит на иностранцах и на бывших правящих элитах, которые прибегли к их помощи. Одно время Москва была словно загипнотизирована американскими программами и обещаниями их авторов. Американцы же плохие советчики. У себя они могут совершать чудеса, но для других стран их рецепты недейственны. Капитализм США, их экономику и право невозможно экспортировать! Гораздо ближе во всех отношениях к России Европа.
Беседовал Петр РОЗВАРИН, Париж