|
|
N°243, 29 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Как не "попасть" на проезжей части
К обязательным видам страхования прибавилась «автогражданка»
Одним из самых массовых новшеств уходящего года стала «автогражданка». Правда, пока россияне еще только "втягиваются" в эту игру по новым правилам на дорогах, которая вызывает у них много вопросов. Автолюбители, которые раньше страховали свою ответственность добровольно, столкнулись с тем, что за ту же цену по обязательной страховке компания гарантировала им возмещение ущерба на меньшую сумму, чем по добровольной. Абсурдность ситуации страховщики, пролоббировавшие принятие закона, оправдывали тем, что ОСАГО должно непременно стать толчком к развитию национального страхового рынка и страховой культуры населения в целом. По поводу развития рынка существуют сомнения, но их точно нет в отношении штрафов, которые ГИБДД имеет право взимать за отсутствие полиса ОСАГО уже с 1 января. Сумма штрафа по стране составит от 5 до 8 МРОТ.
К этому времени закон будет действовать в России ровно полгода -- с 1 июля. По подсчетам Российского союза автостраховщиков, специально учрежденного для контроля за отчислением страховщиками средств в фонды РСА и создания единой информационной базы, к 1 января российские компании продадут 10--11 млн полисов «автогражданки» (всего необходимо застраховать 25--26 млн автомобилей). Кроме «обязаловки» нового вида страхования протест российских автовладельцев вызвали и тарифные ставки, утвержденные правительством этой весной. Точнее, некоторые коэффициенты к ним: к примеру, когда на цену полиса влияет количество лошадиных сил под капотом автомашины. Базовый тариф в итоге составил 1980 руб. для легковых автомобилей физлиц и 2375 руб. для юрлиц. Помимо «лошадиных» будут применяться коэффициенты в зависимости от региона (в Москве -- 2, в Петербурге и ряде районов Московской области -- 1,8, в остальных городах и регионах -- от 1,6 до 0,4), возраста и водительского стажа, срока страхования и числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством.
Шанс избавиться от неприятного нововведения (по закону без полиса уже нельзя поставить автомобиль на учет и пройти техосмотр) появился у россиян, когда депутаты Госдумы вышли на работу после летних каникул. Осенью в Думе началась самая настоящая кампания против «автогражданки», в результате которой закон был даже отменен в первом чтении. Но думскую истерику прекратил президент, и на второе чтение законопроект даже не стали выносить, а партия, сделавшая в своей предвыборной программе ставку на отмену ОСАГО, не набрала и 1% голосов избирателей. Сам глава государства, кстати, недавно во время традиционного общения с народом важность и необходимость ОСАГО подчеркнул.
Сейчас, в декабре, многие автостраховщики столкнулись с огромным наплывом клиентов -- люди, отложившие покупку полиса на последний день, пришли в офисы компаний за страховкой. Лидеры рынка «автогражданки» отменили выходные и праздники, сотрудники отделов ОСАГО работают без перерыва. Самое интересное и захватывающее, по словам страховщиков, произойдет в последнюю предновогоднюю неделю: число проданных полисов будет расти с астрономической скоростью.
А к вопросу, насколько необходимо нашему обществу обязательное автострахование, можно вернуться 1 июля, когда будет собрана годовая статистика по ОСАГО.
Алексей РОЖКОВ