|
|
N°239, 23 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сокровища аль-Хакима
Россия простила Ираку больше половины долга
После многочисленных деклараций о том, что Ирак - страна богатая и в прощении долгов не нуждается - Москва наконец сдалась. Вчера Владимир Путин лично сообщил главе делегации Временного управляющего совета Ирака (ВУСИ) Абделю Азизу аль-Хакиму, что Россия готова присоединиться к инициативе крупнейших мировых держав и обсудить в рамках Парижского клуба 65% задолженности. Правда, в обмен на этом иракские гости вынуждены признать другое «наследие» прежнего режима - контракты с ЛУКОЙЛом. «Мы надеемся восстановить связи с Россией в полном объеме», -- сказал лидер нового руководства Ирака, один из вождей шиитского большинства страны и Высшего совета исламской революции г-н Аль-Хаким после встречи с Владимиром Путиным и отправился на переговоры с главой ЛУКОЙЛа Вагитом Алекперовым.
Глава иракского правительства получил вчера на "исторической", по его словам, встрече в Кремле "очень щедрые обещания" по поводу списания части долгов Ирака. Сейчас внешний долг Багдада превышает 120 млрд. долл., из них 41 млрд приходится на 19 стран Парижского клуба кредиторов, включая Францию, Германию и Россию. Москве Ирак должен 8 млрд. долл. В результате списания эта цифра сократится до 3,5 млрд долл. Однако Парижский клуб - организация своенравная. Чтобы вести переговоры с должником о списании, клуб должен получить «справку» от Международного валютного фонда: страна не может обслуживать долг. Кроме того, заметил вчера министр финансов Алексей Кудрин, списание предполагает «принятие специальной программы МВФ, предполагающей структурные и институциональные меры по восстановлению иракской экономики». Но и в этом случае, как показывает горький опыт России, вопрос еще не будет решен. Как известно, в 1999 году страны «большой восьмерки» на кельнском саммите дали Парижскому и Лондонскому клубам кредиторов прямую директиву о «всеобъемлющем» облегчении долгового бремени России. Лондонский клуб, объединяющий частных кредиторов, директиву выполнил. А Парижский, несмотря на политическую установку, по вполне политическим мотивам проводить списание и реструктуризация не стал. Нынешнее решение по Ираку тоже носит очевидно политический характер. И Россия пытается удержать ситуацию "на крючке".
«Крючок» -- увязка с нефтяными контрактами. Совершенно ясно, что переговорная позиция России в Парижском клубе будет меняться в зависимости от того, как новые власти Ирака будут соблюдать интересы российских компаний. В Багдаде, похоже, несколько по-иному понимают эту зависимость. «Если российские компании получат в Ираке контракты, то появится возможность дальнейшего списания иракского долга», -- заявил вчера г-н Аль-Хаким. Автоматического подтверждения всех деловых обязательств саддамовских времен ждать не стоит. Как заявил вчера представитель ВУСИ Самир Сумайдаи, «мы не хотим сохранять все контракты, которые были подписаны по политическим мотивам».
В ЛУКОЙЛе, как только переговоры с иракской делегацией завершилась, тут же поспешили заявить, что расценивают прошедшую встречу как начало реализации проекта Западная Курна -- 2. По словам Вагита Алекперова, «факт того, что лидер Ирака приехал в Россию и обсуждал с президентом Владимиром Путиным перспективы развития, является очень значимым. Это дает уверенность нашей компании, что переговоры с министерством нефти Ирака скоро начнутся и будут успешными».
Как известно, до конца прошлого года право на разработку одного из крупнейших месторождений Ирака, запасы которого могут составить до 820 млн. тонн нефти, принадлежало консорциуму, куда входили ЛУКОЙЛ (68,5%), правительство Ирака (25%), «Зарубежнефть» и «Машиноимпорт» (по 3,25%). Но когда Америка стала заявлять о возможном скором начале военных действий против Ирака, руководители ЛУКОЙЛа решили подстраховаться и заранее договориться с американцами о сохранении контракта на Западную Курну. Контакты между российской компанией и администрацией Джорджа Буша вызвали возмущение Саддама Хусейна, и Багдад тут же сообщил, что разрывает контракт с российской компанией. Правда, в ЛУКОЙЛе не признали расторжения соглашения и после войны продолжили прикладывать все усилия, чтобы сохранить контракт.
Правда, пока, несмотря на все заявления ЛУКОЙЛа, пока вряд ли стоит считать, что компания уже окончательно получила права на Западную Курну. Хотя г-н Аль-Хаким и заявил, что принципиально у иракской стороны нет отрицательного отношения к этому контракту, никаких обещаний или гарантий давать не стал. Теперь этот вопрос будет обсуждаться с министром энергетики Ирака. Как заявил сам г-н Алекперов, для этого 29 декабря делегация представителей его компании во главе с президентом компании «ЛУКОЙЛ Оверсиз» («дочка» ЛУКОЙЛа, занимающаяся международными проектами холдинга) Андреем Кузяевым отправится в Ирак.
Владимир Путин вчера заявил, что в ближайшее время объем инвестиций в Ирак со стороны российских компаний может достигнуть 4 млрд. долл. А по словам главы Минэкономразвития Германа Грефа, его ведомство готовит список компаний, которые примут участие в восстановлении Ирака. "Промышленная база Ирака строилась в основном с использованием советских и российских технологий. Поэтому наиболее оптимально для восстановления Ирака участие российских компаний", - подчеркнул министр, тогда как «взаимопонимание о полноправном участии российских компаний в восстановлении Ирака» у Москвы имеется. По словам г-на Грефа, говорить о суммах возможных контрактов пока еще рано, но "речь может идти не о сотнях миллионов, а о миллиардах долларов".
Валентина КУЛЯБИНА, Денис РЕБРОВ