Время новостей
     N°238, 22 декабря 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.12.2003
Приключения новых технологий в стране большевиков
В ЦДХ открылась большая выставка «Новый отсчет: Цифровая Россия вместе с SONY»
В России всегда есть место для нового отсчета и подвига в виде большой тематической выставки. И пусть говорят ревнители чистоты рядов, что не дело галеристов (в диапазоне от «не принято на Западе» до запрещено свыше) устраивать некоммерческие выставки. Если больше некому -- то нужно. Потому что если не Елена Селина (галерея XL), то только Марат Гельман (галерея Гельмана). И некому больше создать проект одновременно внятный и обеспеченный материально. Марату Гельману -- любителю искусства и новых технологий, при поддержке компании Sony, стараниями куратора Евгении Кикодзе, из произведенного по новым технологиями/посвященного им искусства, удалось сделать настоящую большую выставку, каких в Москве давно не было: с темой, текстом, контекстом и отличным каталогом. Приличные вложения спонсоров освоены на достойном уровне. Представлено лучшее, что у нас есть и кое-что еще, худшее почти отсутствует. На мертвом прежде третьем этаже ЦДХ, куда после недавнего внедрения новой технологии в виде эскалатора (сколько уж лет изобретению, а все еще неплохо смотрится), валом повалила публика.

Цифровая революция в искусстве, о которой говорили так долго, свершилась. Прозябающие в виртуальном пространстве и на международных фестивалях носители новых технологий предстали перед пользователями в самом традиционном нашем выставочном зале -- ЦДХ. Цифровое искусство -- для народа: люди радостно набиваются в кабинки для просмотра видео, колотят по обтянутым противовандальным покрытием телевизорам -- настройка послушно искажается до полной невменяемости (проект Аристарха Чернышева «Настройка»), в очередь выстраиваются за специальным шлемом, художественно преображающим пространство («Реальная виртуальность» Алексея Шульгина и Аристарха Чернышева), -- шлем, впрочем, выдержал недолго. Детям не до искусства -- на выставке Sony демонстрируют настоящую кошечку-собачку (чучело мяукающее). Продвинутые японцы держат их дома вместо задвинутых натуральных животных -- но у нас все еще впереди, раз попали технические уродцы в художественное пространство вместо магазинного. Веселье для взрослых -- из невысокотехнологичного игрушечного автомата можно расстреливать многократно доказавших свое бессмертие, вездесущесть, непробиваемость и незаливаемость даже тоннами кетчупа Вячеслава Мизина и Александра Шабурова -- в видеоаттракционе «Назад в будущее». Они же -- огромными компьютерными принтами из серии «Космические спасатели» готовы были завесить хоть всю галерею -- разрешили только две штуки, чтобы не забивать остальных. Шутники, как принято в России, выглядели и лучше, и симпатичнее серьезных разработчиков новых технологий, погрузившихся в не всем понятные формулы. Кроме творцов виртуальных живы еще и те, кто норовит воспроизвести пиксели и 3Д своими руками, -- но отстрел продолжается, и есть надежды, что на следующих цифровых выставках мы большую часть этих пикселмахеров уже не увидим. Из окончательно овладевших виртуальными мирами выдающимся качеством продукта выделяется группа АЕС (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский) с «Action Half Life. Эпизод 2». Целиком новая серия пронумерованного с конца проекта радует зрителя, соскучившегося по оснащенным по последней моде компьютерного милитаризма эротичным деткам, в галерее Гельмана. Зимний российский пейзаж оживляют бодрые киевляне -- галерея Гельмана живет и ищет таланты и в Киеве. Особо жизнерадостны сетчатые танцы Анны Артеменко и Ивана Цюпка.

Обычно для устройства подобных выставок в России не хватает оборудования. На этой выставке его даже больше, чем искусства: камеры, проекторы и прочее демонстрируют и отдельно от художеств. Потому особенно заметна общая технологическая отсталость -- большинству российских (и примкнувших к ним украинских) фантазий привычнее традиционные техники. И баба на метле в метро Василия Цаголова, и кошмарики Георгия Острецова норовят воплотиться в привычных формах. Но мониторов много, в них поместились и непременные пародии на «Матрицу», и бодрый прыгающий жучок -- «Последний герой» Ольги Божко, и растущий из базальтовой толщи материка до уровня нынешней Москвы виртуальный город группы «Обледенение архитекторов».

Есть на выставке и могикане. Те, что так и не научились нажимать правильные кнопки. Из уважения к провидцам «искусства будущего» включили старую фотографическую серию Франциско Инфанте и трогательное живописное описание процесса, в котором от осинки родятся апельсинки, а пейзаж превращается в фиг знает что, -- от Семена Файбисовича. Виноградов & Дубосарский, которым без холста/масла жизнь не в радость, а без них не стоит сейчас в Москве ни одна выставка, написали горькую сказку о судьбе заблудившегося в непролазных российских снегах крошки-компьютера. Об участи не заблудившегося -- серия цветных фотографий (тоже устаревшая техника) Дмитрия Пригова, лишенного творцами нового мира отчества. Гордость дома, подставка для обуви, ночник -- как еще можно использовать машинку? Но ведь и заботятся -- моют, не жалея мыльной пены. Посмотреть -- заплакать о судьбе западных технологий в России.

Фаина БАЛАХОВСКАЯ
//  читайте тему  //  Выставки