|
|
N°237, 19 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Широкий жест Олега Меньшикова
Театральным критикам второй год подряд вручают премии
Премию имени Александра Кугеля -- критика, редактора и руководителя театра «Кривое зеркало» -- придумал Олег Меньшиков. Вручить 150 тысяч рублей театральному критику, который своими статьями способен помочь театру, -- в этом, согласитесь, есть что-то возвышенное. Во всяком случае ни в одном другом виде искусства подобного нет. Критики творцам -- вручают. А вот чтобы собраться нескольким художникам, перечитать все, что было написано в прошедшем году об их ремесле, и выбрать того, кому хочется верить и сочувствовать... В жюри Меньшиков позвал 12 человек: Генриетту Яновскую, Ольгу Субботину, Евгения Миронова, Константина Райкина, Марка Захарова, Кирилла Серебренникова и других творчески близких себе людей. Тех, кто серьезно и страстно относится к профессии. Поскольку у премии Кугеля есть задача, или даже можно сказать, миссия -- воздействовать на театральное сознание, изменить обычные отношения судимого и судящего, направить их усилия в единое русло. Идея, что и говорить, благородная, хотя и утопическая.
Рассказывают, что мысль о премии пришла Меньшикову после того, как его, не просто высоко ценимого, но и, можно сказать, боготворимого всеми, в том числе и пишущими о театре, актера, угораздило заняться продюсерством и режиссурой. Он поставил «Горе от ума», спектакль, пользовавшийся успехом у публики, но жестко и безжалостно отвергнутый критикой. Такой массовый и почти единодушный афронт обидел артиста. И видимо, заставил задуматься над сущностью профессиональных конвенций.
Любая премия -- это борьба за влияние на профессиональном поле. Олег Меньшиков положил на кон даже не деньги -- хотя 150 тысяч рублей для актера, пусть даже и очень знаменитого, сумма не малая, -- но и свое имя. Поскольку как бы ни поддерживали его соратники по жюри, премия Кугеля -- это премия Меньшикова.
В этом году ее вручают во второй раз. Первыми ее получили: театральный обозреватель нашей газеты Александр Соколянский (тут мы можем только радоваться совпадению выбора), а также Ольга Фукс, Инна Соловьева и Ольга Скорочкина (малые премии за отдельные статьи). Второй раз премию просто решили поделить на троих -- ее обладателями стали москвичи Владимир Оренов, Наталья Казьмина и питерский критик Елена Горфункель, все люди серьезные, заслуженные, театру действительно преданные. Объявляя имена лауреатов, Олег Меньшиков сказал, что строгого регламента у премии нет и на этот раз жюри захотелось рассматривать не газетную критику (которая конечно же очень нужна, оговорил он), но тексты, написанные по отложенным впечатлениям, те, в которых театральные события вставлены в контекст времени. Каков будет ракурс у премии в следующий раз, неизвестно, но, добавил актер, хотелось бы включить в круг внимания провинциальную критику.
В этом отсутствии правил есть определенная институциональная беспомощность. Известно, что авторитет премий во многом зависит от выбора правильной структуры, которая именно и заставляет остальных взглянуть на то или иное явление под выбранным организаторами углом. Но, кажется, премия Кугеля--Меньшикова на формирование общественного мнения пока не претендует. Правильнее всего было бы истолковывать ее как жест -- эмоциональный, великодушный, откровенный. Понятно, что любому -- не только актеру -- хочется, чтобы его хвалили. Хвалящему легко простить и бездоказательность, и ошибки, и даже недостаток вкуса. Но в данном случае театральные практики взялись определить иные свои потребности, пусть даже не объясняя их, а так -- на примерах. И они достойны быть услышанными. Хотелось бы, конечно, чуть больше информации -- например, вместе с дипломами к церемонии неплохо было бы подготовить небольшой пресс-релиз, в котором назвать, какие тексты награжденных рассматривало жюри, что именно показалось им достойным столь высокой чести -- получить признание от людей театра.
Пока же интерес к персоне самого Олега Меньшикова оказывается все равно выше, чем к сути его послания. Информационные агентства быстро выудили из всего произошедшего то, что действительно, по их мнению, интересует публику. И начали свои сообщения с того, что Меньшиков приступает к работе над ролью Фандорина в фильме по роману Б. Акунина «Статский советник».
Алена СОЛНЦЕВА