|
|
N°236, 18 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
След "Священного лотоса"
Обвиняемый в убийстве Григория Бондаревского потребовал присяжных
Черемушкинская прокуратура Москвы завершила расследование и передала в суд дело по убийству известного российского ученого, одного из ведущих историков-востоковедов, профессора социологии РАН, члена экспертного совета комитета Госдумы по безопасности Григория Бондаревского. В преступлении обвиняется сын бывшей домработницы профессора 26-летний безработный Евгений Волков, который, по версии следствия, пришел к г-ну Бондаревскому по старой памяти занять денег, а получив отказ, насмерть забил его молотком.
7 августа этого года родственники 83-летнего ученого обнаружили его в своей квартире на улице Цурюпы лежащим в луже крови и без сознания. Профессор скончался через несколько часов в реанимации. Первоначальная версия несчастного случая (предполагалось, что пожилой человек мог упасть и удариться головой об острый угол) отпала сразу, как только дочь и внук обнаружили, что из квартиры исчезли несколько орденов, в том числе редчайший высший индийский орден «Падма Шри» (в переводе "Священный лотос"), два мобильных телефона и небольшая сумма денег. Позже и судмедэкспертиза установила, что смертельный удар г-ну Бондаревскому был нанесен тяжелым тупым металлическим предметом, а преступник вероятнее всего был левшой.
Первым делом сотрудники МУРа и прокуратуры начали отрабатывать окружение ученого, запросили детализацию всех его телефонных переговоров, а попутно решили искать след раритетного индийского ордена. Для этого были подключены оперативники 12-го «антикварного» отдела МУРа и технические службы, которые отслеживали возможное появление информации об ордене в Интернете.
И уже через четыре дня на интернет-аукционе molotok.ru появилось объявление о продаже ордена «Падма Шри», а распечатка с телефонной станции показала, что в день убийства последний исходящий звонок из квартиры ученого был сделан на номер интернет-клуба «Навигатор», расположенного в подвале Библиотеки им. Сеченова. В этом клубе администратором работала бывшая домработница г-на Бондаревского, где любил коротать время и ее сын Евгений Волков.
Именно тогда, как говорят сыщики, все и «срослось». Сначала вычислили владельца компьютера, с которого было помещено объявление о продаже ордена, через него вышли на перекупщика-фалериста. Тот в свою очередь заявил, что орден ему продал неизвестный молодой человек на толкучке возле магазина «Нумизмат», и описал внешность продавца, позже твердо опознав в нем Волкова. После чего было принято решение задержать Волкова, оказавшегося действительно левшой.
Уже зная о неуравновешенном характере молодого человека (чуть раньше он пытался повеситься якобы от несчастной любви), сыщики не стали его сразу задерживать, а попросили проехать с ними под вымышленным предлогом. По дороге в прокуратуру оперативник спросил Волкова: «Ты догадываешься, за что мы тебя взяли?» «За убийство Григория Львовича», -- не задумываясь ответил тот. На допросе Волков, кстати недавно освободившийся после отсидки за кражу, в присутствии адвоката сразу написал чистосердечное признание, под видеозапись продемонстрировал обстоятельства убийства на квартире ученого, показал место, где выбросил орудие убийства -- молоток, и даже машину скупщика мобильных телефонов, которому сбыл краденые трубки. Экспертиза одежды Волкова подтвердила, что на его пиджаке, брюках, ботинках и рубашке была кровь Григория Бондаревского. Тем не менее незадолго до передачи дела в суд Волков вдруг отказался от прежних показаний и потребовал суда присяжных. «Единственное, чего мы не заметили у этого парня при всей его разговорчивости, -- это раскаяния в содеянном», -- говорят сыщики и следователи, работавшие с ним. А один из сыщиков признался: «Пообщавшись с Волковым, мне показалось, что, идя в квартиру профессора, он шел именно убивать».
Ярослав ЗОРИН