|
|
N°236, 18 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лучше бы они нашли оружие
Саддам схвачен. Что дальше? Пожалуй, это главный вопрос, который задают сейчас в Соединенных Штатах. Последствия будут серьезные, с этим согласны все. Но какие именно -- вот тут начинаются расхождения.
Америка не была бы Америкой, если бы на одно из первых мест сразу же не выдвинулась бы тема президентских выборов. Поймали бывшего иракского диктатора как раз в тот момент, когда официально стартовала предвыборная кампания. «Бушу опять повезло», -- цедят сквозь зубы противники нынешнего президента. Сам же он держится подчеркнуто сдержанно. Нет того торжества, с которым 1 мая этого года на борту авианосца «Авраам Линкольн» он заявил об окончании крупномасштабных военных действий в Ираке. Ныне Буш даже предостерегает от эйфории, напоминая, что террористические акции могут продолжиться. Впрочем, они и в самом деле не прекращаются.
Деятели демократической партии явно обескуражены. Из их рук ускользает один из немногих козырей -- Ирак. Его надеялись сполна использовать в ситуации, когда республиканцам так вовремя подвалило заметное улучшение в экономике. Дает себя знать и другая застарелая беда демократов: их раскол на «ястребов» и «голубей». Сенатор Джо Либерман -- тот самый, что шел на выборы вторым номером вместе Алом Гором, когда они проиграли с незначительным перевесом Бушу в 2000 году, -- требует суда и смертной казни для Саддама.
Приуныли бывший губернатор Вермонта Ховард Дин и генерал Лесли Кларк -- тоже кандидаты в президенты. Они надеялись использовать растущее беспокойство американцев ситуацией в Ираке и вряд ли откажутся от этого. В сегодняшних США бал правят патриотические чувства, но распространены и антивоенные настроения. Мне понравилось следующее высказывание представителей этого лагеря: «Лучше бы они нашли оружие массового уничтожения, чем Саддама».
Большинство американских аналитиков сходятся на том, что момент может быть поворотным для будущего Ирака. Главная надежда на то, что сопротивление -- открытое и пассивное -- пойдет на убыль. Им хочется верить, что иракцы теперь скорее освободятся от страха перед возвращением прежних времен. Американцы выжали из ареста поверженного диктатора максимальный пропагандистский эффект -- чего стоят телекадры, когда Саддама вытаскивают из крысиной норы и когда он, похожий на бомжа, позволяет, чтобы в его голове искали вшей.
Разведслужбы США, которым сильно досталось за провалы накануне иракской кампании, сейчас опять на коне. Но и средства в эту операцию были вложены немереные. За восемь месяцев оккупации не раз создавалось впечатление, что американцы в Ираке больше заняты собственной безопасностью, чем восстановлением страны. Теперь, наглядно показав, кто победитель, они получили мощный моральный импульс.
Многие политические обозреватели призывают администрацию Буша воспользоваться новыми возможностями, чтобы существенно скорректировать свою иракскую политику. Упоминаются при этом отношения с теми странами, включая Россию, которые были против нападения на Ирак и теперь подвергаются демонстративным экономическим санкциям.
И последнее. Многим американцам война с Ираком представлялась личной схваткой между президентом Бушем и Саддамом Хусейном. Теперь, когда она завершилась победой первого, призывы к возвращению солдат домой зазвучат громче. И это может совпасть с желанием самих иракцев, меньше, чем раньше, нуждающихся в защите со стороны американцев, поскорее избавиться от иностранного присутствия.
Анатолий Адамишин