|
|
N°232, 11 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Элиты пока хватает
Клуб «Триумф» получил еще пятерых достойных членов
Вот уже второй год из своих двенадцати премия «Триумф» оказывается в странном положении. Борис Березовский, персона нон грата, сидит в Лондоне и в Грузию едет по поддельным документам, вызывая международный скандал, а в Москве тем временем от его имени вручают престижную награду в области литературы и искусства, а также науки. Все-таки мы пока живем в свободной стране.
Уважаемые члены жюри жили и в несвободной и именно тогда составили себе славу, которая по сей день успешно покрывает своей тенью лауреатов. На этот раз председателем жюри был выбран Михаил Жванецкий, и под его руководством 19 членов жюри (в этом году их не двадцать, умер Элем Климов) выбрали триумфаторов. Ими стали: актер Алексей Баталов, композитор Олег Лундстрем, дирижер Юрий Темирканов, солист балета Николай Цискаридзе и поэт Елена Шварц. Комментировать выбор жюри «Триумфа» бессмысленно. Каждый член называет своего кандидата, тайным голосованием определяют победителя. Как правило, в расчет берут не последние заслуги, а общий счет жизни.
Исключение на этот раз одно -- Николаю Цискаридзе через три недели исполнится 30 лет. Народный артист России, дважды лауреат Государственной премии, кавалер ордена Чести Грузии, премьер Большого театра относится к тем немногим людям, кто в эпоху пиара стопроцентно сделал себя сам. Конечно, помогла природа: уникальные физические данные. Поработала школа -- знаменитый педагог Петр Пестов. Дальше -- все сам. За тринадцать прошедших сезонов станцованы почти все главные партии классического репертуара (лучшая -- Солор в "Баядерке", с ней приглашали на личную гастроль в Парижскую Оперу). Попробован Баланчин (лучший в России исполнитель третьей части Симфонии до-мажор). Блистательно взят "дягилевский" цикл («Шопениана», «Шахерезада», «Видение розы»). Не каждому поколению зрителей достаются такие артисты. Так что этот выбор -- честь для «Триумфа».
Юрий Темирканов, художественный руководитель и главный дирижер Санкт-Петербургской филармонии, долгое время был почти позабыт нынешним официозом. В новую элиту постсоветской музыки он как-то не вошел, видимо, потому, что слишком укоренен в элите старой. Хотя у себя в филармонии Темирканов бог, а его оркестр (в просторечии -- "Заслуга") в последнее десятилетие почитаем как один из лучших российских оркестров наряду с БСО имени П.И. Чайковского и старым плетневским. Но тут кстати пришелся 65-летний юбилей, и одного из титанов старой школы (точнее, младшего ее крыла) вспомнили.
Что касается Олега Лундстрема -- дарование, превратившее его в почитаемого прародителя советского джаза, как раз всегда было любимо протоколом. Во многом стараниями Лундстрема советский джаз стал уникальным феноменом, ничего общего не имеющим с американским образцом.
Елена Шварц, питерская поэтесса, известная с 70-х годов, представительница аристократического модернизма, на триумфальном олимпе оказалась в компании Беллы Ахмадулиной и Юнны Мориц -- видимо, ответственный за поэзию член жюри Андрей Вознесенский по-рыцарски пропускает вперед дам.
Что же касается Алексея Баталова, то его интеллигентно-породистый облик сегодня может уже считаться символом старой актерской школы, и странно, что очередь до него дошла только теперь.
Четвертый раз жюри называет и обладателей молодежной премии, в этом году их девятнадцать, и в их число наряду с никому не известными именами, составляющими обычно в списке большинство, попали весьма знаменитые. Например, певица Земфира. Или режиссер Петр Буслов («Бумер). Нельзя не одобрить чей-то выбор, благодаря которому в списке оказались драматург и актер Иван Вырыпаев, режиссер Нина Чусова, актеры Виктория Толстоганова и Марат Башаров. Возможно, столь же достойно награждение остальных, но их заслуги пока оказываются достоянием сравнительного узкого круга. И, к сожалению, награждение молодежным «Триумфом» до сих пор не стало для молодых ничем, кроме приятного материального поощрения (300 тыс. долл. на всех), -- в области продвижения новых имен премия себя ничем не зарекомендовала.
Отдел культуры