|
|
N°229, 08 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Будет так, как Путин скажет»
Революция в Башкирии отложена
Революция по грузинскому сценарию, которую башкирские оппозиционеры провозгласили было за три дня до выборов в Башкирии, пока не состоялась. Республика получила шанс спокойно выбрать своих представителей в нижнюю палату федерального парламента, а бессменный президент Муртаза Рахимов готовится прибавить к своему 13-летнему царствованию еще один, третий по счету, президентский срок. По крайней мере ко вчерашнему вечеру в его предвыборном штабе сохранялась уверенность в том, что второй тур не потребуется. Замначальника штаба Мансур Аюпов сообщил корреспонденту газеты «Время новостей», что опрос проголосовавших граждан (exit pools), выполненный вчера в течение дня социологами местной «партии власти», уже за три часа до окончания голосования дал г-ну Рахимову больше 55%. «Возможно некоторое снижение, -- предположил г-н Аюпов. -- Еще не до конца проголосовала Уфа, и наши оппоненты бузят на участках».
Но «буза» и отдаленно не была похожа на революцию. О революции, массовых шествиях и скором свержении режима заговорили было в сердцах главные оппоненты Муртазы Рахимова -- банкир Сергей Веремеенко и сенатор Ралиф Сафин -- после того, как за трое суток до выборов в одной из уфимских типографий неожиданно нашелся внушительный тираж поддельных бюллетеней. Подделку немедленно приписали г-ну Рахимову. Из-за скандала такого масштаба выборы вообще могли быть сорваны, но он затих так же внезапно, как и начался. В пятницу вместо того, чтобы возглавить мятежные колонны, Сергей Веремеенко мирно уехал в провинцию встречаться с избирателями. Правда, начальство местной милиции и регионального ФСБ предприняло кое-какие строгости. Постовым милиционерам раздали стальные каски, а обычным гражданам на всякий случай напомнили, что в республике идет операция «Вихрь-антитеррор».
Очередного обострения ждали в день выборов. Накануне вечером стало известно о двух килограммах ртути, найденных на одном из участков, а потом пошли совсем уж зловещие слухи, будто "оппозиционеры" целыми поездами и автобусами ввозят в Башкирию загадочных "боевиков". В ночь на воскресенье башкирская милиция действительно задержала на границе с Оренбургской областью два автобуса с мужчинами «среднего возраста». Но в штабе г-на Веремеенко объяснили, что это никакие не боевики, а просто волонтеры-наблюдатели, которых приходится вербовать за пределами республики для большей непредвзятости. Автобусы, правда, все-таки развернули.
Может, из-за нехватки наблюдателей, может, еще по каким-то причинам "бузить" оппозиции удавалось не везде. Но определенный тонус на наиболее многолюдных участках они создавали -- непреклонно фиксируя нарушения и до истерики ругаясь с участковыми председателями комиссии. Формальных поводов оспорить результаты голосования уже до обеда появилось более чем достаточно. Больше всего претензий у оппозиционеров связано с целым шквалом открепительных удостоверений.
«Несколько тысяч рабочих с больших и малых предприятий, почти все врачи и учителя голосовали не по месту жительства, а по месту работы», -- пояснил председатель регионального отделения партии «Яблоко» Игорь Рабинович, с которым корреспондент газеты «Время новостей» побеседовал в предвыборном штабе Сергея Веремеенко. «Это делается по распоряжению начальства и под угрозой дисциплинарных санкций. Результаты легче контролировать, кто как голосует; мало того, их еще и на участки привозят организованно, автобусами, -- добавляет г-н Рабинович, -- а это напрямую запрещено законом о выборах». В главном оппозиционном штабе уверены, что «партия власти» допустила и другие серьезнейшие фальсификации, но в то же время считают, что любая попытка доказать их в суде практически обречена на провал: ту же доставку избирателей к месту голосования зафиксировать практически невозможно.
В общем, ко вчерашнему вечеру обострился только мокрый снегопад, сделавший непроезжей большую часть города. Пробиваясь сквозь сугробы, граждане мужественно обеспечивали явку. Смысл скандального хода всей кампании хоть и остался для большинства из них непонятен, интерес к выборам все же подогрел. Электорат выстраивался в очереди перед урнами для голосования и взволнованно толпился у стендов с биографиями кандидатов. «За кого же проголосовать? -- спрашивал один пенсионер у другого. -- За коммунистов или за большевиков?» «Я за большевиков, -- решительно отвечал собеседник и продолжал внимательно вчитываться в справку о доходах претендентов. -- А кто из них большевик?» «Я, например, за Веремеенко, -- твердо, хоть и вполголоса, сообщила женщина лет сорока. -- Старику давно пора на пенсию, хватит барствовать». «Барствовать? Да ты посмотри, сколько у твоего Веремеенко машин, -- возмутилась ее товарка. -- Одних иномарок шесть штук».
Несмотря на бодрые предварительные результаты рахимовцев, вчера вечером оппозиционеры еще сохраняли некоторую надежду на второй тур, в котором гг. Веремеенко и Сафин смогли бы сообща попытаться «свалить» Рахимова. Но сами же оппозиционеры признают, что шансы невелики. Конечно, при подсчете бюллетеней еще могут случиться неожиданности. Но даже если результаты «патриарха» совсем чуть-чуть зашкалят за половину, это будет означать его победу. Разумеется, небольшой зазор (51--52%) его противники смогут попытаться оспорить в суде, отменив выборы на нескольких самых проблемных участках, но это будет нелегко и займет время.
Проект немедленной смены власти в Башкирии, который в последние полгода так шумно презентовал Сергей Веремеенко, похоже, оказался не до конца согласован на самом высоком федеральном уровне. Это заметили даже его неискушенные сторонники. «Вы уже решили, за кого голосовать?» -- спросил я вчера утром у русского таксиста. «За Веремеенко, -- пожал плечами водитель. -- Но я думаю, что пройдет Рахимов. Все равно ведь будет так, как Путин скажет». Пока Путин вполне дружелюбно улыбается г-ну Рахимову с десятков агитационных плакатов, на которых они изображены вместе.
Иван СУХОВ, Уфа