|
|
N°228, 05 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не дай бог, взорвутся
Кабинет Касьянова потребовал у западных доноров денег на утилизацию атомных субмарин
Убедившись, что утилизировать оставшиеся после распада СССР две сотни подводных лодок своими силами весьма накладно, правительство России на вчерашнем заседании без излишней дипломатии заявило, что разделка атомных субмарин не является только российской проблемой. «Помощь иностранных государств здесь вполне уместна», -- прямо заявил Михаил Касьянов.
Подобная беззастенчивость вполне объяснима. Чтобы завершить утилизацию оставшихся на сегодня 113 списанных лодок, провести реабилитацию загрязненных территорий и акваторий, Минатому (именно на него с 1998 года взвалена ноша по разделке субмарин) потребуется около десяти лет и еще 4 млрд долл. Ускорить процесс могут существенные иностранные вливания. Они, правда, поступают, но далеко не в тех объемах, что были обещаны. Великобритания, например, в рамках программы «Глобальное партнерство» пообещала дать на утилизацию АПЛ 100 млн долл., а перечислила только 48, Германия из заявленных 300 млн долл. выделила 50, Канада из 200 -- 40, Норвегия из 100 -- только 14, а Италия, пообещав выделить 360 млн долл., не дала ни цента. Самый весомый донор -- Соединенные Штаты -- заявлял о выделении на программу «Глобальное партнерство» аж 1 млрд долл. Часть из этих средств должна была пойти на утилизацию АПЛ, но реально поступило только 10 млн. Примерно то же соотношение обещанных и выделенных денег и у остальных доноров, включая Евросоюз.
Конечно, Россия не только уповает на заморского «дядю». В этом году на утилизацию выведенных из боевого строя субмарин в бюджете предусмотрено более 2 млрд руб. Минатом из своего целевого бюджетного фонда добавил 320 млн, 91 млн руб. получен от продажи продуктов утилизации. Эти средства и позволяют ежегодно пускать «на иголки» 10--12 лодок. Но имеющаяся промышленная инфраструктура позволяет разделывать вдвое больше, 20--22 АПЛ в год, были бы деньги.
По сути, вчера российское правительство и Минатом напомнили Западу не только об обязательствах по программе «Глобальное партнерство» и другим подобным, но и об опасности, которую представляют собой реакторы лодок, десятилетия гниющих у пирсов. Некоторые из них содержатся на плаву с экипажами, за частью ведется наблюдение персоналом заводов по разделке, и у большей части АПЛ ядерное топливо не выгружено из реакторов. «Лодка не кусок металла, -- говорят в Минатоме, -- суммарная радиоактивность, запасенная в лодках на береговых базах, значительно превышает выброс радиоактивности с Чернобыльской АЭС». Другими словами, по российским берегам лежит несколько потенциальных Чернобылей.
В главном российском атомном ведомстве утверждают, что в ближайшие десять лет у России не будет денег на утилизацию атомных субмарин, поэтому Западу стоит раскошелиться по полной программе. По сведениям из военно-дипломатических кругов, большинство доноров теперь готово платить по обязательствам. При этом они выставляют лишь два условия: во-первых, освободить выделяемые в рамках соглашения средства от налогов и, во-вторых, иностранные участники помощи не должны нести ответственность в случае инцидента на базах. В Минатоме признают справедливость этих требований.
Николай ПОРОСКОВ