|
|
N°224, 01 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мы предлагали господину Козаку объединить усилия»
Вчера в Кишиневе оппозиция опять организовала акции протеста против российского плана приднестровского урегулирования путем федерализации Молдавии. Митингующие требовали и немедленного вывода российских войск из страны. Демонстрации были явно приурочены к открывающейся сегодня в Маастрихте встрече министров иностранных дел стран -- членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Газета «Время новостей» обратилась за разъяснениями к Уильяму ХИЛЛУ, главе миссии ОБСЕ в Молдавии.
-- ОБСЕ отклонила предложенный Москвой меморандум по приднестровскому урегулированию из-за того, что это «русский план»?
-- Нет, это совершенно не так. Еще до представления меморандума я дважды встречался с г-ном Козаком. Мы готовили тогда комплекс рекомендаций от всех посредников, чтобы продвинуть переговоры. Заметив, что в разрабатываемых нами проектах имеются общие моменты, я предложил г-ну Козаку объединить усилия. Но сделать это по различным причинам не удалось. Тогда же я предупредил российскую и молдавскую стороны, что подготовленный без согласования с ОБСЕ документ может вызвать возражения отдельных стран -- членов нашей организации. Так оно и вышло. Мы сожалеем и надеемся, что в результате будущей совместной работы мы сумеем добиться урегулирования приднестровской проблемы.
-- Предложенная в меморандуме схема госуправления, на мой взгляд, обеспечивает коллективную, конструктивную работу сторон для достижения компромисса. ОБСЕ отклонила эту схему. Означает ли это, что ОБСЕ поддержит вариант диктата одной из сторон?
-- Мы поддерживаем действия, направленные на прогресс в переговорах. Но это не значит, что ОБСЕ одобрит любой подготовленный заинтересованными сторонами документ. Действующий председатель ОБСЕ Яап де Хооп Схеффер высказал отдельные замечания некоторых стран-участниц. В отношении предложенного Россией меморандума не достигнуто консенсуса, и нужно продолжить общую работу по выработке взаимоприемлемых решений. Созданная Кишиневом и Тирасполем совместная комиссия в своей работе над будущей конституцией пока не достигла компромисса по государственному устройству и разделению полномочий властей. Однако следует признать, что за год стороны значительно продвинулись в диалоге.
-- Не отклонила ли ОБСЕ российский меморандум из-за того, что он не предусматривал в будущем миротворческой операции под эгидой ОБСЕ, за которую уже высказался Яап де Хооп Схеффер?
-- Проблемы, связанные с возможной миротворческой операцией в Приднестровье, уже обсуждаются в нашей организации. Присутствие какого-либо воинского контингента на здешней территории должно быть согласовано не только со сторонами конфликта, но и с европейским сообществом. Хотя бы для соблюдения Договора по обычным вооруженным силам в Европе. Предстоящая здесь миротворческая операция должна проводиться под мандатом ОБСЕ. К участию в ней следует привлечь многонациональный контингент, небольшой по численности -- в мощной военной группировке тут просто нет нужды. Сроки пребывания здесь миротворцев должны быть достаточно короткими. Согласовать все это невозможно в одностороннем или двустороннем порядке, необходимы многостороннее обсуждение и поддержка. Мы не стремимся исключить из дискуссии какую-то сторону, а выступаем за то, чтобы проблема была разрешена всеми заинтересованными участниками.
-- Но вправе ли ваше руководство предлагать свой вариант миротворческой акции? Ведь Тирасполь уже поддержал предложенную россиянами идею военно-гарантийной операции? Разве не должны эти вопросы решаться с согласия обеих сторон?
-- В частных разговорах со мной представители Приднестровья не исключали вероятности различных подходов к этой проблеме. Думаю, что заявленная Тирасполем позиция не обязательно должна стать окончательной. Допустимо продолжить переговоры, чтобы обеспечить решениям стабильную многостороннюю поддержку.
-- На акциях протеста в Кишиневе молдавская оппозиция требует от руководства страны окончательного отказа от российского меморандума и вывода российских войск и вооружений из Приднестровья до конца текущего года. Еще оппозиция требует от саммита ОБСЕ в Маастрихте жестких резолюций по поводу Москвы...
-- В Маастрихте, очевидно, будет подтверждена необходимость выполнения Россией обязательств, взятых ею на себя еще на Стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 году. Это нельзя назвать жестким требованием. К тому же в выработке проекта решения накануне в Вене принимали участие и российские представители. Вывезти все военное имущество России до конца этого года просто физически невозможно. На складах в Колбасне в Приднестровье осталось еще около 24 тысяч тонн российских боеприпасов. По моим оценкам, на их вывоз при благоприятных условиях потребуется до пяти месяцев. Сформулировать же позицию Кишинева по меморандуму должно молдавское руководство. Но любой проект приднестровского урегулирования, даже одобренный представителями сторон, еще должно утвердить население на референдуме.
Беседовал Павел ЛУКЬЯНЧЕНКО, Кишинев