|
|
N°220, 25 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Совет по борьбе с соблазном
На войну с коррупцией моблизованы первые лица государства
Самым главным по борьбе с коррупцией со вчерашнего дня стал президент Владимир Путин. В понедельник глава государства подписал указ об образовании при себе специального Совета по борьбе с коррупцией. Помогать президенту в борьбе за частоту рядов назначены председатель правительства, спикеры обеих палат парламента, председатели Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов. Причем члены Совета должны будут участвовать в заседаниях лично и не вправе делегировать эти полномочия кому-то еще. Руководить Советом эти высокие персоны станут по очереди. Владимир Путин же будет председательствовать, когда захочет.
Решение о создании специального органа вполне вписывается в тенденции последнего времени. Месяц назад, сразу после ареста Михаила Ходорковского, Путин объявил коррупцию одной из главных угроз национальной безопасности. Президент поручил подчиненным подготовить предложения по созданию специальной системы мер по противодействию коррупции. Не прошло и двух недель, как на-гора был выдан широкий спектр рекомендаций: юристы советовали создать специальный орган, "силовики" просили себе специальных полномочий, а экономисты по своему обыкновению говорили о том, что нужно бороться с "институциональными" причинами коррупции.
Истина, как это часто бывает, оказалась посередине. На борьбу с коррупцией мобилизованы пока не силовики, а гражданские чины самого высокого ранга, обладающие, правда, почти силовыми полномочиями. Судя по всему, идеи "сажать всех" все-таки не отвечают настоящему моменту. Однако и «либеральные» предложения тоже несвоевременны.
При этом на первый взгляд, создаваемый сегодня новый орган не намерен заниматься конкретными карательными мероприятиями. Как сказано в Положении об организации этого ведомства, «Совет не рассматривает сообщения о преступлениях и правонарушениях, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины»
Но вряд ли новый Совет ограничится одной теорией. Тем более, что все прежние начинания подобного рода заканчивались на этапе формирования полуобщественных-полуведомственных образований, выполняющих, скорее, экспертные функции. Создали они тонны научных трудов и написали километры заключений, однако коррупции от этого не убавилось.
Видимо, с целью приблизить новый орган "к земле" при совете будут созданы Комиссия по противодействию коррупции и Комиссия по разрешению конфликта интересов. Уличать чиновников, злоупотребляющих своим положением, устанавливая камеры скрытого наблюдения, они тоже не будут, зато в их функции входит, к примеру, «разработка мер по усилению общественного и государственного контроля за соблюдением законодательства» или «подготовка предложений по совершенствованию правоохранительной деятельности государства».
Фактически комиссиям будут переданы некоторые функции правоохранительных структур. Они будут не только иметь право вызывать на ковер чиновников самого разного уровня, но также «запрашивать и получать необходимые документы или информацию от органов государственной власти». Причем помимо госорганов они будут иметь право запрашивать документацию даже «от организаций», как расплывчато сформулировано это в положении. То есть заниматься тем, что прямо входит в компетенцию следственных структур.
Учитывая же, что решения комиссий будут оформляться «при необходимости» в виде проекта указа, поручения или распоряжения президента, то за претворение их в жизнь можно не беспокоиться.
На первых порах новообразованные контрольные органы должны будут нарисовать расширенный портрет «врага», подсчитав все-таки, каков в нашей стране хотя бы приблизительный уровень мздоимства. Все исследователи до сих пор называли цифры, различающиеся в разы. По данным фонда агентства Transparency International, Россия в рейтинге стран, пораженных коррупцией, занимает 86-е место в списке из 133. Исследование PricewaterhouseCoopers, напротив, показало, что у России самые высокие в мире показатели по уровню коррупции. Какими методами будет проводить свой анализ совет, остается только гадать.
Но кое о чем догадаться можно. Основывать свои расчеты совет будет на основе позиции Генеральной прокуратуры, которая и будет предоставлять ему доклад о состоянии дел в сфере борьбы с коррупцией. Позицию же Генпрокуратуры вполне изящно выразил г-н Колесников.
О возможной эффективности создания государственного антикоррупционного органа газете «Время новостей» рассказал Георгий Сатаров, президент фонда «ИНДЕМ»:
-- Если создается очередной консультативный орган, то больших перспектив я в этом не вижу. Все будет зависеть от того, какие будут полномочия этого нового органа, где будет его место в структуре власти, и из каких структур будут для него подбираться сотрудники. В идеале это должен быть совершенно самостоятельный орган, на уровне самостоятельности Счетной палаты или Центризбиркома. Я имею в виду законодательной самостоятельности. Этот орган должен утверждаться не указом, а законом. В противном случае подобный орган будут делать какие-то толковые разработки, дальше это будет попадать президенту, от президента это будет попадать к президентским или правительственным бюрократам. В результате соответствующие антикоррупционные законы, поступающие в Думу, станут абсолютно не похожие на предложения, сделанные изначально и утвержденные президентом. Впрочем, безусловно положительна в концепции создания нового органа попытка выявить причины и условия возникновения коррупции, а не борьба с конкретным коррупционером. Но, в любом случае, какие бы меры для этого ни использовались, быстрого избавления от коррупции не бывает.
Ирина СКЛЯРОВА, Иван ГОРДЕЕВ