Время новостей
     N°220, 25 ноября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.11.2003
"Вопрос не в том, попадет ли шахид в рай"
Акции камикадзе слепы и страшны. Их можно только осуждать хотя бы потому, что их жертвами становятся мирные граждане. Но чтобы бороться с явлением, нужно знать его причины. Лучше всего психологию смертника может объяснить либо он сам, либо те, кто находится рядом. Обозреватель газеты «Время новостей» Елена СУПОНИНА разыскала в одной из арабских столиц Абу Имада РИФАИ, активиста палестинской организации «Исламский джихад», визитной карточкой которой являются подобные операции.

-- Израильская оккупация палестинских земель не прекратилась. Вот причина, по которой мы продолжаем борьбу. Этим летом мы заключали перемирие с израильтянами на три месяца на условиях -- если прекратятся убийства наших людей, а наши земли будут освобождены. Этого не произошло. Мы вернулись к сопротивлению. Во всех его формах.

-- Ряд палестинских организаций -- таких, как «Демократический фронт освобождения Палестины» (ДФОП), -- считает, что вести вооруженную борьбу следует только против военных объектов. А «Исламский джихад» и ХАМАС нападают и на мирных израильтян.

-- Большинство пораженных нами целей -- военные объекты. Израильтяне в ходе военных операций убивают мирных палестинцев. За 15 лет ими было убито около 700 палестинских детей. Мы вправе отвечать тем же. Мы рассматриваем все израильское общество как военный лагерь. Тем не менее, хотя израильтяне и убивают наших детей, наш моральный кодекс не позволяет нашим бойцам убивать израильских детей.

-- Разве камикадзе, заходя в ресторан или автобус, обращает внимание на то, есть ли там дети?

-- Идя на операцию, наш брат шахид тщательно выбирает место. Брат шахид -- это же человек, у него есть чувства, глубокая вера в Бога, в справедливость. Если он увидит, что там есть дети, то он скорее всего не будет взрывать. Таковы рекомендации руководства «Сарая Кудс» («Бригады Иерусалима» -- военное крыло «Исламского джихада». -- Ред.). Все наши шахиды придерживаются этих рекомендаций по мере возможностей, хотя не всегда это требование удается идеально выдержать.

-- Самоубийцы проходят специальную подготовку?

-- Не самоубийцы, а шахиды, во-первых. У шахида должно быть желание пожертвовать собой. Такой человек -- доброволец. Заставить никого нельзя. Большинство -- из числа студентов, то есть это не безграмотные люди, а наоборот. Они отличаются высокими моральными качествами, пользуются уважением окружающих. Это не бедняки. Толкает их на эти акции поведение израильтян на оккупированных территориях. При наличии желания нет сложностей в подготовке. Надо только подсказать, как лучше одеться, чтобы не быть пойманным. Как добраться до места операции. Как воспользоваться взрывчаткой. Это просто.

-- А духовные наставления? Надо ли поговорить перед операцией с религиозным авторитетом?

-- Абсолютно необязательно. Вера -- внутри человека. И так ясно, что дело это справедливое. Тут не нужно советоваться.

-- То есть ваш боец, идя на такую операцию, уверен, что благодаря этому попадет в рай?

-- Причем здесь рай? Вопрос не в том, попадет он в рай или нет.

-- Как так? Все говорят, что он в рай в первую очередь и стремится...

-- Шахид понимает, что приносит пользу своему народу, что он мстит врагу за убийства наших людей, что акция соответствует шариату (мусульманское право. -- Ред.). Это битва. Все войны, к сожалению, такие: жертвы с обеих сторон. Хотя шахид просит благословения у Всевышнего. И понимает, что такая операция, возможно, поможет попасть в рай.

-- Возможно? Не наверняка?

-- Да, только возможно. Есть еще намерения, помыслы, их чистота. Только Всевышний может их разглядеть и дать оценку всему предыдущему поведению шахида. Есть притча о пророке Мухаммаде, когда он сказал: «Ваши деяния не приведут вас прямиком в рай». Его спросили: «Даже твои, пророк?» Он ответил: «Даже мои. Потому что не деяния ваши приводят вас в рай, а благоволение и воля Аллаха». Человек попадает в рай благодаря милости Божией и в соответствии с Его волей. Вся жизнь человека, дела его определяют, насколько он может удостоиться этой милости. Акция шахида всего лишь приближает его к возможности удостоиться этого. И да будет на все воля Аллаха.

-- Есть ли среди палестинских камикадзе женщины?

-- Да.

-- Даже в религиозных движениях?

-- Конечно. Если у них есть такое желание. Наш шахид Гейба Дарагима совершила акт самопожертвования 19 мая этого года возле Тель-Авива. Тогда погибли, насколько я помню, трое израильтян, около двадцати были ранены. Ей было 19 лет. Вот ее фотография, смотрите.

-- М-да. Красивая.

-- Конечно, красивая.

-- Разве это не грех -- посылать на смерть молодую красивую девушку? Она еще не поняла, что жизнь бесценна. Почему вы не отговариваете их от таких акций?

-- Если в ваш дом придет разбойник и начнет убивать ваших близких, то вы что, будете сидеть сложа руки и причитать, что грешно на насилие отвечать насилием? Вы позволите ему безнаказанно продолжать? Или будете защищаться? Или вы забыли, что во всем мире есть армии, солдаты которых убивают и погибают сами? Отряды камикадзе -- одна из таких армий. Они защищают свою землю, народ, семью.

-- У этой девушки были убиты родственники?

-- Ее брат -- в израильской тюрьме. Убитых у нее не было. Но поймите, она каждый день видела, как враг убивает, как израильтяне устраивают унизительные, особенно для арабских женщин, досмотры, блокируют дороги, разрушают дома.

-- Человек сам себя взрывает или с помощью дистанционного управления?

-- Какое там дистанционное управление! Человек, который встает на этот путь, не нуждается в такой помощи. Его же никто не заставлял. У него достаточно силы воли, чтобы самому привести в действие взрывчатку.

-- Ваше движение помогает семьям шахидов материально?

-- По мере возможностей. Если оккупанты потом в отместку разрушают дом его семьи, то мы предоставляем сумму, чтобы родственники не остались на улице и отстроились заново.

-- Может, кто-то идет на смерть ради денег? Чтобы накормить родственников? Доллары...

-- В этом мире нет ничего дороже жизни. А верующий человек тем более не станет жертвовать собой для того, чтобы его родственникам выплатили какие-то доллары. Если человек становится шахидом, то он верит, что совершает самопожертвование во имя высоких целей. Такое совершается не во имя благ этого мира. Ни одно исламское движение не платит шахиду за его гибель.

-- Большинство камикадзе у палестинцев -- мужчины или женщины?

-- Конечно, мужчины.

-- Почему конечно? У нас в России чеченские сепаратисты в основном женщин в камикадзе посылают.

-- Может, там свои особенности. У нас сражаются в основном мужчины. Мы стараемся, чтобы женщины меньше принимали участие в подобных операциях, хотя женщины среди камикадзе были и у нас.

-- Расходы на техническое обеспечение операции велики?

-- Расходы необходимы, но невелики. Я не могу назвать сумму, это секрет. Но сопротивление может продолжаться и самыми дешевыми способами, была бы воля к этому. Не будет автомата -- с ножом, нет ножа -- голыми руками.

-- Вдруг к вам придет подросток и скажет, что хочет стать камикадзе. Вы примите его или существуют возрастные ограничения?

-- Человек должен быть в зрелом возрасте, семнадцати лет минимум, иначе мы отвергнем предложение. Женатых, имеющих семью и детей мы тоже стараемся отговаривать. Но известно, что у молодых всегда больше энтузиазма.

-- Почему вы сами не совершите такую акцию?

-- У каждого из членов организации свой путь. Есть и пожелания руководства. А убить могут каждого из нас, меня тоже.

-- Как можно бороться с камикадзе? Понимаю, вам сложно советовать, но вам наверняка виднее. Можно ли остановить это с помощью эффективных мер безопасности?

-- Акции шахидов -- результат реальности, унижений, насилия. В Израиле самые сильные службы безопасности, но они ничего до сих пор не смогли поделать. Хотя наши люди хуже подготовлены и экипированы. Так что если речь о Палестине, то остановить это можно, только вернув нам наши права. Когда ваших родственников убивают, то вы мстите. Когда есть оккупация, есть и сопротивление. Силы неравны, поэтому наши люди выбирают акции камикадзе, ведь взрывчатку легче пронести в сумке, чем оружие.

-- Как вы относитесь к событиям в Чечне? К акциям камикадзе там?

-- Раз там есть такие акции, значит, что-то не так у вас с правами чеченцев. Сопротивление такого рода длительно. Мы сочувствуем чеченцам. И советуем правительству России серьезнее рассмотреть их требования. Кстати, не обязательно речь о независимости, дайте им больше свобод, больше автономии. Но нужны серьезные переговоры. Иначе тупик.

-- Что вы посоветуете российским гражданам? Как не стать жертвой?

-- Я бы хотел посоветовать, в первую очередь чеченцам: не надо видеть в каждом русском врага. Есть большая разница между палестинской проблемой и чеченской. И советую чеченцам не совершать акции насилия против гражданских лиц, да и вообще, чеченцы вполне могли бы решить свои проблемы с российским правительством путем переговоров.

-- А кто научил палестинцев акциям камикадзе?

-- Нас научили наши страдания. Мы постепенно, не сразу

пришли к этому. А из мировой истории вспомните японцев, их акции камикадзе против американских кораблей. У многих это было. Не мы начали.

Беседовала Елена СУПОНИНА