|
|
N°219, 24 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Эдуард Кокойты: Грузия не состоялась как государство
Президент Южной Осетии Эдуард КОКОЙТЫ ответил на вопросы корреспондента газеты "Время новостей" Ивана СУХОВА. Беседа состоялась за два часа до того, как Эдуард Шеварднадзе подал в отставку.
-- Г-н президент, как отражаются события в Тбилиси на Южной Осетии?
-- Пока события в Тбилиси означают для нас просто нестабильность в соседней республике. Но я опасаюсь того, что для консолидации грузинского общества начнут искать внешнего врага, а он под боком -- Южная Осетия и Абхазия. Хотя Южная Осетия никогда не была врагом грузинского народа. Оппозиция уже открыто призывает к возвращению Южной Осетии и Абхазии в состав Грузии. Хотя Южная Осетия и Абхазия в состоянии повлиять на ситуацию, чтобы этот конфликт не перешел за рамки Грузии.
-- Каким образом?
-- Не реагировать на провокации, которые, возможно, будут против наших республик. Ситуация под контролем, у нас постоянные контакты с президентом Северной Осетии Александром Сергеевичем Дзасоховым. Но помощи мы не просим -- мы в ней не нуждаемся. И граница с Грузией остается открытой. Хотя идет доскональный досмотр транспорта и паспортный контроль. Не так давно на границе задержали заместителя начальника службы безопасности президента Грузии. Изъяли оружие и отправили назад -- нечего шастать по нашей российской территории с грузинскими удостоверениями.
-- Россия территорию Южной Осетии пока своей не считает. Вы обсуждали вопрос возможного присоединения к России с кем-то из ее руководства?
-- В последние дни не обсуждал, но вообще я многократно обращался и к президенту Путину, и в Государственную думу. Они изучают вопрос. Народ Южной Осетии еще на референдуме 1992 года на 99% проголосовал за вхождение в состав Российской Федерации. У нас 60% -- граждане России. Я сам в том числе. И меня беспокоит позиция некоторых российских политиков, которые чрезмерно увлеклись заигрыванием с Грузией. С момента, когда Грузия отошла от России, она показала свою несостоятельность как государство. Я думаю, что это такой тревожный звоночек для многих республик, которые в свое время подло бежали из состава Советского Союза.
-- Считаете ли вы, что нынешние события приведут к распаду Грузии как единого государства?
-- О перспективах говорить пока рано. Но если честно, я очень сочувствую грузинскому народу. При определенных раскладах распад возможен.
-- Это будет означать гражданскую войну?
-- Я бы очень этого не хотел. Если в Грузии начнется война, это сразу же перекинется на российскую часть Северного Кавказа.
-- Каковы, по-вашему, политические перспективы новых грузинских политиков?
-- У нас не было за два года моей работы никаких переговоров и встреч с представителями грузинской оппозиции, так же как не было их и с Шеварднадзе. Я считаю, что до полной дефашизации Грузии ни о каких переговорах и ни о каких совместных планах речи вообще быть не может. Речь может идти только о добрососедстве. Наши позиции с Саакашвили и Бурджанадзе кардинально расходятся. Они за то, чтобы Южную Осетию и Абхазию ввести в состав Республики Грузия, а мы категорически против, мы уже 14-й год де-факто независимы.
Беседовал Иван СУХОВ