Ульяновский автозавод (61% акций контролирует «Северсталь-авто») вчера прекратил выпуск всех модификаций легендарного отечественного внедорожника УАЗ-469, окрещенного в народе «козлом». Пришедшего ему на смену УАЗ-315195 создатели, видимо, на этот раз решившие опередить народный фольклор, наградили более солидным именем «Охотник/Hunter». Для того чтобы подчеркнуть, что на 30-летней истории семейства (общий «тираж» составил около 1,5 млн авто) поставлена точка, уазовцы даже хотели сбросить старого «козла» на парашюте с вертолета. Однако осенняя непогода ограничила торжественную церемонию прощания с УАЗ-469 установкой монумента. «Сегодня мы сняли эту машину с производства, но ее нельзя вычеркнуть из истории», -- говорит гендиректор УАЗа Виктор Клочай.
Несмотря на обидное прозвище, выпускавшийся с 15 декабря 1972 года УАЗ-469 наряду с легендарным автоматом Калашникова навсегда останется символом советской эпохи милитаризма. Готовить к потенциально возможной войне тогда еще ГАЗ-69 (выпускался в 1953--1972 гг.) начали с середины пятидесятых, изучая образцы вероятных противников, состоящие на вооружении в НАТО, -- Land Rover Defender, Campanola Фиат, Willis. Разобрав «врага» на запчасти, советские конструкторы заново его собрали. Получился, правда, уже УАЗ-469. Двигатель переставили вперед, укоротили базу, поменяли кузов и подвеску -- именно за эти превращения
УАЗ, отличающийся характерным дизайном и прыганием на кочках, получил свое прозвище. Впрочем, в испытании на прочность по бездорожью Сибири, пескам Сахары и Каракум, горам Памира и Кавказа советский внедорожник легко победил своих конкурентов и даже без спецснаряжения в 1974 году забрался на Эльбрус, на высоту 4000 м. Британский Land Rover смог покорить Кавказ только 20 лет спустя, и то, по словам военных, обратно тащить его пришлось на руках. В 70-х УАЗ-469 экспортировался в 80 стран мира и не доехал, пожалуй, только до Австралии. В СССР он первоначально распределялся только по госзаказу для нужд армии, милиции и сельского хозяйства либо в качестве награды за особые успехи. Простые советские граждане могли купить только уже списанные машины.
В семействе «козлов», за 30 лет не претерпевших серьезных изменений, насчитывается немало представителей, однако самый распространенный на просторах нашей родины (выдерживает температуру от минус 50 до плюс 50) -- военный УАЗ-3151. Новая версия УАЗ-315195, запущенная вчера в производство, являет собой глубокую модернизацию, но все же выдает в «охотнике» его предшественника. Новый автомобиль заимствовал у «козла» простоту конструкции и проходимость, но стоить будет вдвое дороже -- 6,3 тыс. евро вместо 100 тыс. руб. В "Северсталь-авто" полагают, что улучшив комфорт и управляемость автомобиля, удастся расширить круг потребителей, предпочитающих активный отдых. Пока объемы производства УАЗ-315195 запланированы на уровне 7 тыс. машин в месяц. Однако эксперты не исключают, что повышение цены приведет к падению продаж.