|
|
N°218, 21 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Газовая реформа: не при Путине
«Газпром» не хочет реформироваться вместе с энергетикой
«Газпром» нашел еще одну отговорку из серии «почему нельзя сейчас проводить реформу газовой отрасли». Начальник свежесозданного в концерне стратегического департамента Влада Русакова вчера поведала членам Совета Федерации, что одновременного реформирования двух базовых отраслей ТЭК быть не может. Имелось в виду, что пока идет процесс реструктуризации РАО «ЕЭС России», «Газпром» трогать не следует. По этой логике при президенте Путине газовой реформы не будет, поскольку, согласно самым оптимистичным расчетам, либерализация электроэнергетики должна завершиться к 2008 году.
Г-жа Русакова высказала свои мысли перед благодарной публикой -- обитателями Совета Федерации, где проходили парламентские слушания по законодательному обеспечению энергетической стратегии России до 2020 года. Напомним, что совсем недавно она возглавила департамент «Газпрома», который под непосредственным контролем председателя правления Алексея Миллера займется разработкой стратегии концерна. И то, что свою публичную деятельность она начала с такого заявления, показательно -- на этом, судя по всему, и будет строиться стратегия монополиста. Реформа газовой отрасли по-прежнему остается главной «угрозой» для менеджмента «Газпрома». С помощью административного ресурса с этой «угрозой» команде Алексея Миллера пока удается справляться. Очередное обсуждение вопроса, как известно, отложено на февраль будущего года.
Фразу, которую расценили как запрет на газовую реформу, Владимир Путин высказал в феврале этого года на праздновании десятилетия «Газпрома». Глава страны заявил, что «не поддержит никаких планов расчленения или разделения» холдинга, который «должен быть сохранен как единый организм», поскольку является «мощным рычагом экономического и политического влияния в мире». Правда, при этом президент сделал и либеральный реверанс, отметив, что государство будет настаивать на оптимизации структуры компании и снижении ее издержек. В октябре в запале борьбы против кабальных требований Евросоюза к России в рамках переговоров о ее вступлении в ВТО Путин поставил точку в вопросе реструктуризации «Газпрома». Находясь в Екатеринбурге, президент в присутствии германского канцлера Герхарда Шредера еще раз заявил: «Газпром» делить не будем». После этого стало ясно, что реальных шагов по либерализации рынка газа и реструктуризации отрасли до выборов 2004 года не будет. А руководство монополии, судя по всему, решило воспользоваться моментом и «задвинуть» вопрос на более длительный срок.
В «Газпроме» заявляют, что реформу концерна надо начинать не раньше, чем станут известны результаты реформирования электроэнергетического комплекса, -- в противном случае стране может угрожать энергетический кризис. «Давайте посмотрим на результаты хотя бы одного периода реформы в электроэнергетике, проанализируем результаты этой реформы, а потом уже начнем другую, чтобы не прийти к системному энергетическому кризису», -- предложила вчера г-жа Русакова. Причиной кризиса, по ее мнению, может послужить тот факт, что у «Газпрома» на данный момент нет дополнительных мощностей и резервов. «Мы их съели, а если учитывать их состояние, то у нас дефицит мощностей», -- сказала начальник департамента. Также она заявила о необходимости принятия закона об энергетической безопасности. «В этой ситуации этот закон должен быть приоритетным», -- полагает г-жа Русакова.
«Всегда было очевидно: «Газпром» бьется изо всех сил, чтобы не допустить собственной реформы, -- говорит источник газеты «Время новостей» в правительстве. -- Давление со стороны холдинга было очень сильным, и прозвучавшее заявление -- очередная отговорка, направленная на то, чтобы отсрочить перемены. При этом стоит отметить, что когда правительство увеличило налоговое бремя для газодобытчиков, сопротивление компании было формальным и рассчитанным скорее на публику, хотя в тот момент речь шла о реальных экономических потерях. Когда же вновь встал вопрос о реформе, были включены все мыслимые и немыслимые формы давления».
Позитивным результатом вчерашнего обсуждения следует признать саму постановку вопроса о необходимости законодательного сопровождения энергостратегии. Хотя документ и принимался с большой помпой, по мнению большинства экспертов и представителей ТЭК, носит ярко выраженный декларативный характер. Конкретных механизмов его претворения в жизнь авторы так и не придумали.
Алексей ГРИВАЧ, Денис РЕБРОВ