|
|
N°218, 21 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Российские компании продолжат работу в Ираке»
Завтра официально завершается гуманитарная программа ООН для Ирака, известная как программа «Нефть в обмен на продовольствие». До американской оккупации Ирака Россия была самым активным участником этой программы. Каковы наши перспективы теперь? Газета «Время новостей» спросила об этом заместителя министра иностранных дел России Юрия ФЕДОТОВА.
-- Наши плодотворные экономические отношения с Ираком длились не одно десятилетие. Введенные в 1990 году в отношении Ирака торгово-экономические санкции нанесли этому сотрудничеству огромный ущерб. На несколько лет торговля почти прекратилась. Мы настойчиво ставили вопрос об отказе или пересмотре неоправданно жестких ограничений, поставивших Ирак на грань гуманитарной катастрофы. Результатом этих усилий стало принятие в 1996 году гуманитарной программы ООН, позволившей возобновить экспорт иракской нефти и поставку в Ирак товаров. Эта программа носила гуманитарный характер, но имела и коммерческое измерение. Она представляла собой особую форму организации внешней торговли Ирака в условиях санкций. Мы этим по максимуму воспользовались. Российскими компаниями с декабря 1996 по март 2003 года было поставлено в Ирак товаров и услуг на сумму более 2,3 млрд долл. Еще столько же поставят в Ирак в ближайшие полгода.
-- Но в этом объеме было не много товаров российского производства?
-- Вопрос правомерный. Изрядная часть этого объема действительно приходилась на реэкспорт. Вопреки нашим рекомендациям некоторые компании шли по легкому пути, поставляя в Ирак товары иностранного происхождения. Но немалую долю в экспорте занимали товары отечественного производства. Приведу примеры. В рамках гумпрограммы возобновилось строительство крупнейших теплоэлектростанций «Юсифия», «Харта», «Насирия» и «Наджибия». Построено четыре крупных элеватора. Почти завершено строительство одной из мощнейших на Ближнем Востоке насосной станции «Насирия» для промывки засоленных почв в Междуречье Тигра и Евфрата. Поставлено свыше трех тысяч «КамАЗов», сотни комбайнов, тракторов, локомотивов. Благодаря российскому оборудованию восстановлены объекты водоснабжения и ирригации. Сотрудничество с Ираком обеспечило десяток российских предприятий профинансированными заказами, а то и спасло от банкротств.
-- МИД России помогал российскому бизнесу в Ираке?
-- МИД, в том числе наше посольство в Багдаде и постпредство в Нью-Йорке, старался обеспечивать самое плотное «дипломатическое сопровождение». Это выражалось, не скрою, в мощном политическом лоббировании в Багдаде российских экономических интересов с целью заключения важных контрактов. Мы содействовали их скорейшему одобрению в структурах ООН. Параллельно мы предлагали совершенствование гумпрограммы: так, были отменены первоначальные ограничения на объемы экспорта иракской нефти. Мы добились расширения номенклатуры поставляемых в Ирак товаров, что превратило гумпрограмму в инструмент восстановления иракской экономики.
-- Если гумпрограмма ООН имела такое значение, то почему она свертывается?
-- Она же изначально вводилась в качестве временной меры на период действия санкций. В соответствии с резолюциями Совбеза ООН имелось в виду, что санкции будут смягчаться по мере имевшегося прогресса в закрытии так называемых «разоруженческих досье» и в конечном счете будут полностью отменены. По нашей оценке, были все возможности для этого. К сожалению, США и Англия решили пойти по пути односторонних силовых действий в обход СБ ООН. Россия вместе с другими странами делала все для предотвращения войны.
Поскольку боевые действия предотвратить не удалось, мы постарались минимизировать их негативные последствия. Это касалось и гумпрограммы ООН. Было предотвращено ее обвальное свертывание, которое больно ударило бы по гуманитарным нуждам иракского населения и законным интересам экспортеров. При нашем активном участии в этом году Совбез ООН, отменив торгово-экономические санкции, все же принял решение о продлении программы на шесть месяцев. За это время ООН в сотрудничестве с иракскими министерствами и Временной коалиционной администрацией проверила все профинансированные контракты. В список приоритетных вошло большинство российских контрактов на общую сумму свыше 1,6 млрд долл. Это означает, что уже после официального свертывания гумпрограммы российские компании продолжат строительство электростанций, линий электропередачи, обустройство буровых скважин, восстановление нефтяной инфраструктуры с оплатой с «иракского счета ООН». Утверждено к поставке несколько тысяч автомобилей «Волга» и «КамАЗ», мотоциклов «Иж», сотни автобусов.
-- Каковы перспективы сохранения позиций России на иракском рынке?
-- Более предпочтительные позиции у тех российских компаний, которые, как мы и советовали, работали с продукцией российского производства. Мы будем искать пути реализации ранее подписанных контрактов, которые не успели получить финансирование в рамках гумпрограммы: например, за счет средств Фонда развития Ирака, куда будут поступать доходы от иракской нефти. Будут и целевые фонды (туда будет поступать донорская помощь) под управлением ООН и Всемирного банка. Полагаем, у российских компаний будут возможности подключиться к освоению этих средств. А в случае подтверждения иракской стороной ранее подписанных контрактов наши крупнейшие компании готовы инвестировать под проекты в Ираке до 4 млрд долл. Главное, чтобы работа по восстановлению осуществлялась на основе принципов беспристрастности, прозрачности и состязательности. Но многое зависит от расторопности российских фирм. Им придется работать в менее благоприятных условиях. Хотя МИД России продолжит оказывать нашему бизнесу в Ираке максимальное содействие.
В ночь на субботу программа ООН «Нефть в обмен на продовольствие» переходит под контроль американо-британской коалиции в Ираке. Эта программа была запущена в 1996 году и, несмотря на введенные против Багдада санкции за вторжение в Кувейт в 1990 году, в течение семи лет обеспечивала Ирак наиболее необходимыми продуктами и товарами. За эти годы доходы от продажи нефти под контролем ООН принесли стране 65 млрд долл., из них 48 млрд были потрачены на закупку товаров для населения. Значительные прибыли по этим контрактам получали компании из России.
Теперь функции распределения продовольствия и других товаров нуждающимся иракцам переходят под контроль американской администрации в Багдаде. Более других от окончания действия программы пострадают компании из России. Тем не менее, как заверил позавчера газету «Время новостей» информированный источник в администрации США, «интересы России в Ираке будут учитываться». Одна из причин этого, объяснил чиновник, искренняя и открытая позиция президента Владимира Путина по вопросу войны в Ираке и его хорошие личные отношения с президентом Бушем. До конца года в Москву прибудут иракские министры -- нефти (Ибрагим Бахр аль-Улюм) и энергетики (Айхам Аль-Самерраи).
Но понятно, что американские и британские компании получат в Ираке фору. Вчера в Вашингтоне началась спонсируемая Пентагоном конференция о распределении 24 контрактов на восстановление Ирака общей стоимостью 18,7 млрд долл. -- деньги уже выделены конгрессом США. Процессом руководит отставной американский адмирал Дэвид Нэш. По его словам, в конкурсе могут принять участие любые американские компании, и приветствуются фирмы из стран, поддержавших США в войне в Ираке. Он подчеркнул, что Германия и Франция, например, к конкурсу не допускаются, хотя и могут быть субподрядчиками. Россию в список наказанных стран отставной адмирал не включил, а просто не упомянул.
Андрей ЗЛОБИН
Беседовал Игорь ДМИТРИЕВ