|
|
N°218, 21 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Меланхолические вариации
День рождения Бенджамена Бриттена на сцене и на СD
22 ноября композитору Бенджамену Бриттену, вернувшему Англии музыкальную славу (принято считать, что в XVIII--XIX веках она была потеряна), исполнилось бы 90 лет. В Москве и Санкт-Петербурге юбилей рафинированного интеллектуала, ценителя прошлой и новой красоты, автора виртуозных и часто простосердечно открытых самой удивительной публике (детской например) сочинений отмечает пианист и организатор нетривиальных концертных серий Алексей Гориболь.
Два года музыкант, известный редким умением сочетать в проектах светскость, интеллектуальную изобретательность и музыкальную изощренность, регулярно очаровывал публику столиц программами камерного цикла «Консонансы ХХ века». Серия посвящалась незаигранному репертуару, равно далекому от жанровой трафаретности и модернистской сложности. Теперь, не отходя от главной идеи, Гориболь представляет новый бриттеновский цикл с новыми консонансами, а также с множеством других смыслов, качеств и интриг, составивших нежный и хлесткий музыкальный сюжет ХХ века.
Сперва был вечер в Музее-квартире Святослава Рихтера, посвященный 90-летию Бриттена и выходу двойного компакт-диска с его музыкой. В сдержанных рихтеровских интерьерах, в окружении меланхолических английских гравюр XVIII века вспоминали о том, что день рождения Бриттена приходится на день св. Цецилии -- покровительницы музыки и музыкантов, и о том, что фортепианный дуэт Рихтера и Бриттена стал одним из принципиальных моментов современного исполнительства. Из этих сюжетов и составилась программа: смысл головокружительного финала сонаты Моцарта D dur для двух фортепиано и «Трех восточных картин» Шумана для фортепиано в четыре руки в исполнении Гориболя и Ксении Кнорре был в учтивом и восторженном поклонении великим духам. А песни Шуберта, романсы Пуленка и The secret Land Леонида Десятникова, спетые Викторией Евтодьевой и Маратом Галиахметовым, деликатно рассказывали про музыку и музыкантов, не забывая ни о радостном, ни о страшном. Играли и самого Бриттена -- Кантиль I для тенора и фортепиано был отделан лучше и звучал яснее, зато в «Любви без песни» и «Музыке» слышалось больше чувства.
Завтра, в день рождения мастера, в Малом зале питерской филармонии часть сыгранной в Москве программы повторится, а часть добавится. Впервые в России прозвучит вокальный цикл «Кто эти дети?» для хора мальчиков и фортепиано и будет сыграна премьера музыкального приношения Бриттену, написанная Дмитрием Рябцевым специально для программы по заказу Института ПРО АРТЕ. В Москву бриттеновский цикл вернется 6 декабря. В Камерном зале Дома музыки публика услышит озорную и пугающую кантату для хора мальчиков и фортепиано The golden Vanity («Тщета золота»).
Те, кого не будет завтра в Петербурге и кому не хватит московской программы, могут обратить внимание на первую в России бриттеновскую аудиомонографию: двойной диск Benjamen Britten под маркой Record One превосходно издан, содержит развернутые аннотации Людмилы Ковнацкой и редкие фотографии. И главное, музыка Бриттена исполнена с отменным мастерством. В композиции диска заметны принципиальные нюансы бриттеновской эстетики: любовь к старинной музыке и утонченному вокалу; оперность, тихо проникающая сквозь самые разные жанры; детскость, необыкновенно преломляющая его взрослую музыку; вариационность, дающая его сочинениям странное ощущение течения времени и нарастания формы; и нежность, скрытая за хрустальными чертами стиля. А превосходные работы гобоиста Алексея Огринчука в Temporal variations и Бориса Андрианова в экспрессивной Сонате для виолончели и фортепиано in С (посвящена Ростроповичу), тщательная игра альтиста Андрея Догадина в Lachrimae по песням Джона Дауленда, заносчивое пение хора мальчиков Хорового училища им. Глинки, тонко выстроенный дуэт тенора Марата Галиахметова и контратенора Дмитрия Попова в печальном и строгом Кантикле II «Авраам и Исаак» и сдержанный фортепианный шик Алексея Гориболя, словно стоящего рядом с солистами, как с хоругвями, выглядят на редкость деликатным постижением духа и стиля мало исполняемого здесь автора.
Юлия БЕДЕРОВА