|
|
N°217, 20 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Валюту на волю
Закон о валютном регулировании становится все либеральнее
Центробанк вынудили отпустить валюту на свободу. Принятый в среду во втором чтении новый вариант закона "О валютном регулировании и валютном контроле" ограничивает права в обращении с валютой лишь в одном случае. Как говорит один из разработчиков поправок в закон председатель подкомитета Госдумы по кредитным организациям Михаил Задорнов, валютное регулирование в ближайшие годы будет производиться по принципу «все, что не запрещено, разрешено». Есть только одно исключение. В случае, если Центробанк и правительство решат, что в экономике назревает форс-мажор, то ЦБ может зарезервировать (по сути заморозить) валютные счета юрлиц на срок до двух лет.
Кроме того, открывать счета в зарубежных банках будет разрешено лишь через полтора года после вступления закона в силу (что, в свою очередь, произойдет через полгода после подписания его президентом). За это время, как надеется правительство, российская банковская система должна будет придумать нечто, что заставит бизнес поверить в надежность отечественных банков так же, как он верит швейцарским.
Так или иначе, идея существенного ослабления государственного надзора за валютными операциями, против которой, памятуя кризис 1998 года, упорно возражал Центробанк, да и Минфин, получила шанс быть реализованной на практике. Первоначальный вариант законопроекта, внесенный в Думу еще весной, фактически сохранял консервативную (разрешительную) систему совершения валютных операций. Однако негативный отзыв президента Путина на совместное детище Центробанка и правительства (такой закон, по его мнению, замедлял движение к конвертируемости рубля и нарушал права граждан, гарантированные Конституцией) заставил разработчиков поправок в закон пойти на более радикальные изменения.
В итоге, ко второму чтению концепцию закон принципиально поменяли. Валютные ограничения теперь могут устанавливаться не по разумению Центробанка, а на основании закрепленного в законе перечня операций, на которые эти ограничения могут накладываться. Так, для нерезидентов будет действовать режим спецсчетов (к примеру, при получении ими кредита или покупке ценных бумаг). Кроме того, чтобы сохранить за государством реальные рычаги воздействия на валютный рынок в случае гипотетического кризиса, Центробанк по согласованию с правительством может, предупредив участников рынка за неделю, вводить меры, ограничивающие право свободного распоряжения валютными средствами. Возможность обязательного резервирования до 100 % от суммы сделки фактически заморозит на некоторое время (максимально - до двух лет) валютные средства.
Этим решением найден компромисс между позицией Центробанка, настаивавшего на том, что многие действующие ограничения снимать рано, и позицией оппонентов правительственного варианта, уверявшими, что никаких ограничений в цивилизованной стране на валютные операции быть не может. Уступить пришлось и тем и другим. Центробанк хотя и намерен, по словам первого зампреда ЦБ Олега Вьюгина, использовать все дозволенные ограничения до того времени, когда «поведение хозяйствующих субъектов будет соответствовать экономической ситуации», однако не сможет этого делать по своему разумению. РСПП же, вносивший альтернативный законопроект и уверявший, что Центробанку надо вообще отказать в праве вводить ограничения, согласился, что теперь введение таких ограничений по процедуре, прописанной законом, - шаг вперед. Как заявил замруководителя комитета РСПП по валютному регулированию Станислав Воскресенский, «достигнутый компромисс нас устраивает и единственной серьезной проблемой остается теперь лишь резервирование, но мы уверены, что Центробанк этим правом злоупотреблять не будет, и эта норма вскоре изживет сама себя».
Что касается иной правки, внесенной в законопроект, то радикальных преобразований она не несет. По сути, обобщаются все те либеральные шаги, которые уже содержатся в разрозненных указаниях ЦБ. В новом варианте закона хотя и сохранится требование 100-процентной репатриации валютной выручки, зато норматив обязательной продажи валюты снизится с 50% до 30%. Юридическим лицам будет разрешено открывать счета в зарубежных банках, но, чтобы не обрушить российскую банковскую системы, это будет разрешено через полтора года после вступления закона в силу. Введена эта норма была по многочисленным просьбам со стороны банковского сообщества. По словам президента Московской межбанковской валютной ассоциации Алексея Мамонтова, с иностранными банками российские пока не могут конкурировать, и их крупные клиенты, внезапно получив возможность пользоваться услугами иностранных банков, мгновенно предпочтут перевести свои деньги на зарубежные счета. Что даст им эта отсрочка, банкиры пока сами не знают, ведь реформа банковской системы вряд ли завершиться к этому времени. Может быть, просто надеются, что ЦБ и правительство продлят запрет на открытие счетов в зарубежных банках.
Полностью снять валютные ограничения предполагается в 2007 году. Правда, физическим лицам свобода обращения с валютой будет гарантирована сразу. В отличие от юридических лиц граждане сразу смогут открывать счета в иностранных банках (в странах, входящих в FATF), но при этом они должны сообщать в налоговую инспекцию об открытии счета. «Основная польза, которую получат граждане после окончательного принятия закона, - по словам г-на Задорнова, - будет состоять в облегчении совершения ими бытовых операций, к примеру, перевода денег в Россию, если человек работает за границей, оплаты обучения, лечения, трат артистов на гастролях». Избавлены от головной боли будут и россияне-нерезиденты. Если российский гражданин имеет вид на жительство в Казахстане или на Украине, то, покупая квартиру или открывая банковский счет, он не будет подпадать под действие российского закона о валютном регулировании и оповещать российский Центробанк о своих сделках с валютой.
Ирина Склярова