|
|
N°216, 19 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
100 миллионов за мир
Россия простила Приднестровью часть газового долга
Российское правительство приняло решение списать Молдавии часть долга в размере 100 млн долл. Об этом сообщил вчера глава департамента правительственной информации Алексей Горшков. По его словам, это задолженность за полученный Приднестровьем российский газ, поставки которого осуществлялись в течение ряда лет «Газпромом». По утверждениям г-на Горшкова, списание долга есть «компенсация за вывозимое из Приднестровья российское военное имущество». По сути это соответствует действительности, однако формально, как пояснили газете «Время новостей» источники в Белом доме, правительство представляет ситуацию по-иному.
История этого вопроса выглядит следующим образом. С весны прошлого года, во исполнение своих обязательств по Договору об ограничении вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ), Россия начала выводить из Приднестровья вооружение и военное имущество бывшей советской 14-й армии. Согласно решениям стамбульского саммита ОБСЕ (ноябрь 1999 года), вывод должен был закончиться в 2003 году. Однако в июне этого года, когда треть имущества была уже вывезена в Россию, руководство Приднестровья наложило запрет на дальнейшую отправку эшелонов. Тирасполь потребовал от Москвы выплатить компенсацию за боеприпасы и имущество, которые оценил в 100 млн долл. Эту сумму Тирасполь требовал от Москвы и раньше, причем «живыми» деньгами. Подобное условие для России выглядело совершенно неприемлемым, поскольку, во-первых, Москва отказывалась считать военное имущество собственностью Приднестровья. А во-вторых, это могло бы создать прецедент, открывающий возможность претендовать на собственность других российских баз за рубежом. Тогда приднестровцы предложили списать им напрямую часть долга за российский газ, которая составляет львиную долю от газового долга Молдавии в размере около 700 млн долларов.
В Москве согласились на это по существу, но с одной принципиальной оговоркой. Россия списывает 100 млн долл. в расчетах с компанией «Молдова-газ», которая учитывает это в своих газовых зачетах с Приднестровьем, понижая его долю в общем газовом долге Молдавии. Такая безвозмездная, по сути, российская помощь Молдавии («особенно накануне зимних холодов», как ненавязчиво отмечают источники в правительстве России) позволяет Москве отказаться от какого-либо юридического принципа фиксирования цены на российское оружие и снять последние препятствия на пути его вывоза из Приднестровья.
Не случайно решение о списании долга было озвучено в Москве на следующий день после внесения Владимиром Путиным российского плана приднестровского урегулирования. Это, должно быть, стало хорошим подспорьем для первого замглавы кремлевской администрации Дмитрия Козака, уже вчера прибывшего в Кишинев, чтобы затем оказаться в Тирасполе. В обеих столицах ему, одному из авторов этого плана, предстоит добиться окончательного согласия конфликтующих сторон на примирение и устремить их к государственному объединению. Первые результаты российской инициативы уже обозначились. Президент Молдавии Владимир Воронин, демонстрируя свою готовность к диалогу с Тирасполем в рамках российского мирного плана, приказал прекратить глушение мобильной телефонной связи на территории Приднестровья и направил в парламент законопроект об амнистии участников приднестровского конфликта. Теперь «шар» на другом берегу Днестра, в Тирасполе.
Аркадий ДУБНОВ