Время новостей
     N°215, 18 ноября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.11.2003
Fritz не знает азбучных истин
Каспаров нашел слабое место у машины
Умение сконцентрироваться на решающую партию -- кредо истинного чемпиона. Особенно в ситуации, когда на его престиж покушается электронный монстр. Оценивая шансы в борьбе человека против машины, Гарри Каспаров отмечал, что в отдельной партии человек способен в режиме максимальной концентрации не позволить себя пересчитать машине, но, конечно, это сложно осуществлять регулярно в нескольких партиях. В третьей партии проходящего в Нью-Йорке матча Каспарову удалось найти пробелы программы Fritz как в дебютной подготовке, так и в знаниях миттельшпильной стратегии, и, действуя в полном согласии с антикомпьютерной тактикой, выиграть практически без борьбы. Счет в противостоянии человека и машины сравнялся -- 1,5:1,5.

В славянской защите X3D Fritz пошел на позицию с взаимно блокированными пешечными цепями и, согласно оценкам своей дебютной библиотеки, отдал фланговую пешку a5. Тем самым машина положилась на авторитет четвертого чемпиона мира Александра Алехина, пожертвовавшего эту пешку в матче 1935 года Максу Эйве. Впрочем, ту партию Алехин в итоге проиграл, поэтому в дальнейшем компьютер пошел по пути Пауля Кереса в его партии с Самуэлем Решевским в матч-турнире на первенство мира 1948 года. На 12-м ходу Каспаров уточнил игру белых, и неожиданно Fritz не удержался от детской шалости, подставив слона (брать его было нельзя из-за потери ферзя), однако через ход вернул его назад, что стоило двух темпов.

Чудеса продолжались и дальше. Как выяснилось, Fritz не знал азбучных истин, которым учат тренеры своих юных подопечных: в атаке пешечных цепей, сформулированных еще в 30-е годы прошлого века Ароном Нимцовичем, нужно атаковать базу цепи (что в данной позиции означало атаку пешки e3 надвижением пешки f7-f5-f4). Пока Каспаров методично надвигал полученную в подарок пешку, X3D Fritz в течение двух десятков ходов тупо маневрировал фигурами, ничего не предпринимая. Такое недопустимо, и не только в игре против чемпиона. Гарри действовал предельно аккуратно и последовательно, образовал проходную пешку b6, после чего сопротивление Fritz'а стало бессмысленным.

Последнюю, четвертую партию 18 ноября Каспарову предстоит играть черными. И вопреки распространенному мнению, что черными на выигрыш играть трудно (что соответствует действительности в игре с живыми шахматистами), против электронного соперника такое возможно. Ведь компьютер в дебютном плане ориентируется на знания, внесенные практикой людей, где можно поискать пробелы.

Олег СТЕЦКО