Время новостей
     N°214, 17 ноября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.11.2003
Багдадский синдром
Американцы не получили в Ираке ни нефти ни демократии
Майская победа над иракским диктатором Саддамом обернулась для Америки тяжелой и изматывающей войной против неуловимого и хорошо организованного подполья. За 41 день войны и последовавший за ними 201 день оккупации Штаты потеряли в Ираке убитыми 422 американца. Из них них больше половины - 283 человека - отдали свои жизни после объявленной 1 мая Джорджем Бушем победы над «силами зла».

Америка старается поменьше думать об уроках прошлого, но возвращение «вьетнамского синдрома» неизбежно. Смертей среди победителей становится все больше. В субботу армия США понесла самую большую разовую потерю за весь оккупационный период. 17 американских военных погибли, пятеро ранены и один пропал без вести после крушения двух вертолетов «Блэк хок» («Черный ястреб») в городе Мосул на севере страны. По словам представителя Пентагона, один из вертолетов был подбит огнем с земли, после чего потерял управление и врезался в другую машину. Обломки упали в жилом квартале города.

Гибель вертолетов видели многие иракцы. Падение двух «Черных ястребов» стало новым источником вдохновения для иракского сопротивления и очередным грозным предупреждением для Белого дома. Поток пустого бахвальства со стороны Саддама и его приближенных превратился в скупые и реальные угрозы со стороны партизан. Обещали они с 1 ноября ужесточить нападения на оккупантов - так и сделали. За прошедшие 17 дней в небе Ирака были сбиты 4 американских вертолета, погибли 39 солдат. «Они думали, что оккупация Ирака окажется пикником, - заявил переданный вчера арабским телеканалом «Аль-Арабия» голос Саддама Хусейна, - Ирак восстал против их злодейских намерений».

Вашингтон все еще ждет военной помощи от других стран, но по мене ожесточения военных действий эти надежды обращаются в прах. Редкий государственный деятель рискнет послать своих солдат на смерть в иракской пустыне. На днях шеф Пентагона Дональд Рамсфелд ездил с уговорами в Японию и Южную Корею. Но Токио уже объявил о переносе сроков переброски своих войск в Ирак - слишком уж пугающей была гибель после взрыва в Эн-Насирии 18 итальянских миротворцев. Оказалось, что смерть не щадит не только янки, но и их союзников. Сеул теперь хочет вместо 5 тысяч солдат направить в регион 3 тысячи военных строителей. О репутации в глазах избирателей надо подумать и Белому дому - на следующий год в США пройдут президентские выборы, на которых военная победа над Саддамом может обернуться для Джорджа Буша жестоким внтуриполитическим поражением. Уже половина американцев считает, что войну в Ираке начинать не стоило.

Джордж Буш говорит сегодня: «Мы изменили нашу стратегию в Ираке, потому что враг изменил свою». На деле Вашингтон судорожно ищет выход. С одной стороны, делается ставка на силу. В Катар прибыл командующий Центральным командованием вооруженных сил США генерал Джон Эбизейд. Последние два дня американская авиация несколько раз бомбила объекты в Багдаде, словно война и не кончалась.

С другой стороны, США обещают поскорее передать власть в руки иракцев. Уже решено, что до 30 июня 2004 года вся полнота власти в стране перейдет в руки переходного иракского правителства, тогда как американская администрация будет распущена. Предусмотрена и еще одна дата - до 31 марта 2004 года между Временным управляющим советом Ирака (ВУСИ) и американской администрацией в Ираке должны быть заключены соглашения, дающие силам коалиции самые широкие полномочия в деле «обеспечения безопасности иракского народ».

А ведь еще недавно Москва, Париж и Берлин тщетно пытались уломать США поделиться властью в Ираке. Европейцы просили передать суверенитет иракцам еще до принятия новой конституции и подкрепить эти планы конкретными датами. Вашингтон высокомерно отнекивался, замечая, что действительность всегда может внести коррективы в сухие цифры.

Чего не удалось европейским дипломатам, добились иракские партизаны. Но Россия, Франция и Германия вряд ли рады этому - если американская оккупация Ирака завершится по-вьетнамски, регион превратится в общемировую пороховую бочку, а не в «образцовую демократию», что постоянно обещал Буш. Передача суверенитета иракцам в разгар растущего сопротивления ввергнет Ирак в гражданскую войну, которая притянет многие тысячи исламских фанатиков со всего мира.

Примечательно, что США не удалось добиться не только претворения в жизнь своих политических целей, но и экономических планов. Казавшиеся убедительными в начале года рассуждения аналитиков о скором и неизбежном падении цен на нефть после американского «освобождения» Ирака так и остались теоретическими выкладками.

В апреле военное командование Ирака полагало, что в июле нефтяная отрасль страны сможет добывать порядка 1,6 млн. баррелей в сутки, что составляет почти две трети довоенного объема. Планировалось, что уже в сентябре добыча вырастет до 2 млн. баррелей в сутки, а в конце года - до 2,5 млн. баррелей.

Однако в начале июня назначенный на должность министра нефти Тамир Гадбан заявил, что попытки министерства увеличить объем добычи и экспорт затруднены из-за случаев мародерства, открытого саботажа и перебоев с электроснабжением на южных месторождениях страны. Он сообщил, что добыча составляет порядка 0,7 млн. баррелей в сутки и добавил, что на уровень 1,5 млн. тонн добыча выйдет к концу месяца, а на довоенный уровень - не раньше середины следующего года. Затем г-на Гадбана сменил на посту Ибрагим Бахр аль-Улюм, который в сентябре отрапортовал, что в стране добывается порядка 1,8 млн. баррелей нефти в сутки (60% от довоенного уровня), и к 2005 году планируется увеличить производство вдвое. При этом экспорт нефти составляет около 900 тыс. баррелей в сутки, а к концу года добыча выйдет на уровень 2 млн. баррелей в сутки. Правда, по мнению экспертов, добыча в сентябре находилась на уровне около 1,1 млн. тонн.

С появлением нового правительства Ирак начнет заключать с иностранными компаниями контракты на разработку крупных нефтегазовых месторождений страны. Российские холдинги тоже будут бороться за то, чтобы получить долю в проектах -- о своем интересе к Ираку заявили в последнее время в ТНК-ВР и ЮКОСе, а ЛУКОЙЛ и компания экс-министра энергетики Юрия Шафраника «Союзнефтегаз» уже давно заключили контракты на освоение двух больших месторождений -- Западная Курна-2 и Рафидейн, но сохранят ли компании эти соглашения, будет решать новая администрация. До конца этого года в Россию по приглашению министра энергетики Игоря Юсуфова должен прибыть министр нефти Ирака Ибрагим Бахр аль-Улюм. По сообщениям информагентств в ходе визита он намерен рассмотреть возможность сотрудничества с крупнейшими российскими нефтекомпаниями и обсудить судьбу российских контрактов в Ираке. Интересно только, как к этому отнесется иракское сопротивление.

Андрей ЗЛОБИН, Денис РЕБРОВ
//  читайте тему  //  Иракский кризис