|
|
N°211, 12 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Волгодонское замыкание
Первая авария на самой современной атомной электростанции обошлась без последствий
В праздничный день 7 ноября на самой новой атомной электростанции России -- Волгодонской -- произошла авария. Энергоблок ВВЭР-1000, как и положено, был остановлен автоматикой и будет включен после ремонта лишь в конце этой недели. Атомщики и энергетики в праздничные дни общественности об инциденте не сообщили в связи с тем, что ответственные за это чиновники отдыхали, а те, кто не отдыхал, не справились с распространением соответствующего пресс-релиза. По этой причине многие сразу же заподозрили сокрытие информации -- как в 1986 году не сообщалось о чернобыльском взрыве. На этот раз обошлось без последствий (кроме прямого материального ущерба атомщиков). Но что же конкретно вызвало остановку АЭС, пока остается непонятным.
Уже установлено, что автоматика, остановившая энергоблок, сработала из-за обнаружившегося дефекта возбудителя генератора. А вот относительно того, из-за чего в этом возбудителе обнаружились неполадки, существуют две противоположные версии. Атомщики говорят, что произошло короткое замыкание на высоковольтной ЛЭП Волгодонская АЭС -- станица Тихорецкая. А в Федеральной сетевой компании (ФСК), которой принадлежит линия, эту версию опровергают, заявляя, что произошло простое отключение трансформатора на подстанции в Тихорецкой. Между тем данная авария является первой достаточно крупной в истории существования ФСК, и сейчас никто не может дать гарантию того, что подобные ситуации не повторятся.
Пресс-секретарь ФСК Юрий Мелихов заявил газете «Время новостей»: «Такого рода происшествия на ЛЭП технически не могли вызвать остановку энергоблока АЭС, специалисты ФСК утверждают, что отключение трансформатора было кратковременным -- 0,3 секунды, и на этот счет существуют специальные механизмы, поддерживающие напряжение и не позволяющие сработать автоматической защите атомного энергоблока». Правда, специалисты ФСК установили, что остановка трансформатора была вызвана коротким замыканием. В свою очередь, представитель «Росэнергоатома» (в состав концерна входит Волгодонская АЭС) утверждает, что причиной поломки возбудителя генератора стал перепад напряжения в высоковольтной сети, вероятнее всего вызванный коротким замыканием.
А официальный представитель Минатома Николай Шингарев полагает, что в данном случае, как и при любом происшествии, остановка энергоблока была вызвана целым комплексом причин, и их сейчас устанавливает специальная комиссия. «Ничего чрезвычайного не произошло, -- говорит он, -- радиационный фон в норме, энергоблок после ремонта будет поставлен под нагрузку до конца недели, скорее всего 15 ноября, максимум -- 17-го». Прямые убытки «Росэнергоатома» от десятидневного простоя энергоблока составляют около 76,7 млн руб. (ежесуточно Волгодонская АЭС вырабатывала 24,74 млн кВт ч энергии и продавала ее по 31 коп. за кВт ч). Однако, по словам г-на Шингарева, их компенсировать никто не будет -- «это форс-мажор».
Если специальная комиссия «Росэнергоатома» и Госатомнадзора установит связь между неполадками в возбудителе генератора АЭС и аварией на ЛЭП, то можно будет говорить о том, что износ сетевого хозяйства достигает критического значения. В ФСК утверждают, что в целом по энергосистеме России он составляет около 41%, а вот износ подстанционного (трансформаторного) оборудования достиг 65%. По словам г-на Мелихова, мелкие аварии случаются довольно часто, а достаточно крупные, как правило, происходят из-за резкой перемены погоды -- из-за ураганов, гроз, наводнений и т.п. Как известно, в начале октября усиление ветра до 20 м/с оставило без электричества несколько тысяч населенных пунктов в центральном районе России, в Поволжье и на северо-западе. Очевидно, что если даже непродолжительные усиления ветра выводят из строя энергетику, то сетевое хозяйство нуждается в срочных масштабных инвестициях -- о чем 2--3 года назад говорил глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс. С тех пор ФСК была выделена в отдельное предприятие, временно на 100% принадлежащее РАО, и ее совет директоров принял стратегию развития до 2011 года, а также трехлетнюю инвестпрограмму. Однако понятно, что средств хватит только для поддержания сетевого хозяйства в более-менее рабочем состоянии и возможно, для начала строительства новых ЛЭП от Бурейской ГЭС и четырех атомных электростанций (в том числе от Волгодонской АЭС, на которой к 2006 году планируется достроить второй энергоблок). Таким образом, можно уверенно предсказывать как минимум неуменьшение числа аварий на энергосетях.
Николай ГОРЕЛОВ