Михаил Ходорковский, вот уже десятый день находящийся в "Матросской тишине", ушел вчера с поста председателя правления НК "ЮКОС" и намерен сосредоточиться на руководстве общественной организации "Открытая Россия". Об этом говорится в его заявлении, распространенном нефтяной компанией.
Сам г-н Ходорковский объясняет свой уход желанием вывести компанию из-под удара, то есть стремлением не дать превратить "дело Ходорковского" в "дело ЮКОСа". Очевидно именно так восприняли действия г-на Ходорковского и рынки. В России котировки стали расти в 17-00 - сразу же после отставки Ходорковского. Акции ЮКОСа на РТС выросли на 12,95%. Стоимость ADR компании на Лондонской фондовой бирже выросла на 9,96%, на Берлинской фондовой бирже - на 4,23%.
Впрочем "эффектные колебания рынков" стали уже давно привычными и вряд ли по ним можно судить о дальнейшей судьбе ЮКОСа и уж тем более самого Ходорковского.
Как заявила корреспонденту газеты "Время новостей" директор программ "Открытой России" Ирина Ясина решение Михаила Ходорковского уйти из ЮКОСа -- решение вынужденное. Вопрос в том, что именно заставило самого богатого человека России принять такое решение. Характерно, что на вчерашний день ни один из крупных политических деятелей и экономистов не рискнул выдвинуть какое-то конкретное предложение о том, чем вызвано заявление об отставке. Конечно, совершенно не исключено, что Михаил Ходорковский капитулировал, отдал все и смирился с перспективой пополнить число олигархов -эмигрантов. Однако, стоит вспомнить, что и ЮКОС и сам Михаил Ходорковский были готовы к нынешнему развитию событий. К примеру, был юридически оформлен процесс передачи прав собственности третьим лицам, в случае "недееспособности" главы ЮКОСа. Financial Times уже сообщала в пятницу, что контроль за основной частью акций, принадлежавший Ходорковскому уже передан "некоему лицу", находящемуся в США.
Так что вариант безоговорочной капитуляции представляется несколько сомнительным.
Стоит вспомнить, что в минувшее воскресенье новый глава президентской администрации Дмитрий Медведев довольно резко осадил силовиков, заявив, что правоохранительным органам нужно "просчитывать последствия своих действий". Арестованные акции, сказал он, «принадлежат оффшору, и ими обеспечиваются требования по возмещению ущерба, юридическая эффективность такого рода обеспечительных мер неочевидна". Таким образом очевидно Ходорковскому был послан сигнал, что власть готова на некие компромиссы. И вчерашнее заявление Ходорковского об отставке - действительно продиктовано стремлением спасти ЮКОС, то есть не дать силовикам превратить "дело Ходорковского" в "дело ЮКОСа".
Фондовым рынком эта новость была воспринята положительно, утверждают аналитики инвесткомпаний, так как появилась надежда на скорое завершение противостояние бизнеса и власти в России.
Достоверного ответа на вопрос о том, кто теперь будет возглавлять ЮКОС и кто будет основным владельцем нефтяной компании, пока не существует. Сегодня в полдень ожидается объявление нового состава правления. По словам пресс-секретаря ЮКОСа Александра Шадрина, на пресс-конференции, которую «проведут члены правления, компания расскажет о своих планах на будущее».
В нефтяных кругах наиболее вероятной кандидатурой на пост его председателя считают экс-президента ТНК, ныне председателя совета директоров ЮКОСа Семена Кукеса. Г-н Кукес прежде всего известен тем, что в середине девяностых годов уже работал в ЮКОСе зампредом правления, затем долгое время работал топ-менеджером в крупнейших американских нефтяных компаниях, после чего вновь вернулся в Россию и стал президентом ТНК.
Сам себя г-н Кукес всегда называл «наемным менеджером», так как он не имел акций компаний, которыми руководил. В ТНК он занимался прежде всего международной деятельностью и считается, что именно благодаря ему произошла сделка по слиянию тюменской компании с британским гигантом ВР, которую «благословили» Владимир Путин и Тони Блэр.
Официально г-н Шадрин отказался подтверждать или опровергать это предположение, заметив однако, что г-н Кукес находится в Москве. В приемной г-на Кукеса вопрос о его назначении не вызвал удивления, однако сам он был недоступен.
В то же время сегодня, скорее всего, не будет объявлено, кто стал бенефициаром траста по управлению 50% акций группы МЕНАТЕП, владеющей большей частью арестованных акций ЮКОСа. До ареста им являлся г-н Ходорковский, но затем вступила в действие чрезвычайная схема управления. В ЮКОСе не комментируют эту ситуацию. Источники газеты «Время новостей» утверждают, что бенефициаром могли стать только два лица -- соратник Михаила Ходорковского, акционер ЮКОСа и ректор РГГУ Леонид Невзлин, который сейчас не доступен генпрокуратуре, поскольку пребывает за границей, и английский банкир Джейкоб Ротшильд. Причем версию о г-не Ротшильде источник газеты «Время новостей» считает менее вероятной в связи с тем, что г-н Ходорковский ушел из ЮКОСа -- исчез смысл бороться против прокуроров с помощью западного влияния.
Тем временем Генпрокуратура не снижает свою активность. Как вчера стало известно, вызван на допрос второй адвокат Михаила Ходорковского Дмитрий Гололобов. Следователи ждут его у себя, как свидетеля по одному из дел ЮКОСа, сегодня к 15.00. Сам г-н Гололобов вчера в интервью информагентствам заявил, что уже уведомил Генпрокуратуру, что является адвокатом коллегии адвокатов города Москвы «Лекс Иентернешнл», и что Конституция и УПК запрещают допрашивать адвокатов по делам, ведущимся в отношении их доверителей и подзащитных. Также г-н Гололобов отметил, что ранее Генпрокуратура вызывала на допрос другого адвоката г-на Ходорковского - Антона Дреля, в связи с чем Адвокатская палаты Москвы однозначно высказала свое мнение, просто запретив тому являться к следователям. (Позже Генпрокуратура вызов на допрос г-на Дреля отменила, попросив его письменно изложить и переправить следователям изложения по инетерсующих следователей вопросам). Впрочем, Дмитрий Гололобов также сказал, что, помимо прочего, он оказывает юридическую помощь по договорам с самой компанией ЮКОС, а также ее подразделениями - «ЮКОС-Москва», «Юкос РМ» и «ЮКОС ЭП». Очевидно, что именно в связи с связи с этим в Генпрокуратуре и желают допросить адвоката - как известно, все эти структуры проходят по делу о хищении и уклонении от уплаты налогов. Причем, следователи, похоже, могут вызывать его не как адвоката Михаила Ходорковского, а как сотрудника ЮКОСа. Уже после того, как эта криминальная эпопея началась, г-н Гололобов не раз давал комментарии по разным вопросам взаимоотношений компании со следователями в качестве замначальника правового управления НК ЮКОС.