|
|
N°201, 27 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Структурное несовершенство
В «Газпроме» опять организационная перестройка и кадровые перестановки
Еще недавно «Газпром» был эпицентром кадровых скандалов, возникающих из-за отсутствия единой управленческой команды. Последняя волна отставок пришлась на первый квартал этого года, тогда была уволена группа топ-менеджеров во главе с зампредом правления концерна по безопасности Сергеем Лукашом. С тех пор в высшем руководстве компании наблюдалась стабильность. Теперь выясняется, что она была весьма иллюзорной. Отправленный в конце прошлой недели в «почетную отставку» начальник экономического департамента «Газпрома» Ришат Гафаров уже давно разговаривал сквозь зубы с главным бухгалтером Еленой Васильевой и руководителем департамента корпоративных финансов Андреем Кругловым.
В итоге в рамках совершенствования организационной структуры концерна подразделения, которые возглавляли господа Гафаров и Круглов, были упразднены, а их функции приказом председателя правления Алексея Миллера переданы вновь созданному финансово-экономическому департаменту. Бывший шеф департамента экономики стал советником Миллера в чине замначальника аппарата правления, а г-н Круглов -- руководителем новой структурной единицы. В его ведении теперь будет весь комплекс вопросов, связанных с бюджетным процессом: от составления планов социально-экономического развития, бюджета и платежного баланса до их исполнения и контроля за финансовой дисциплиной.
Как рассказал газете «Время новостей» источник в компании, об уходе г-на Гафарова разговор шел довольно давно. «Его подразделение было неким островком социалистического планирования в компании, с «кругловцами» они говорили на абсолютно разных языках, -- сказал он. -- Это очень мешало проводить единую финансово-экономическую политику, серьезно тормозился бюджетный процесс». Вместе с тем многие в «Газпроме» знали, что г-н Гафаров абсолютно не сработался с главным бухгалтером концерна Еленой Васильевой. «У них нередко случались дискуссии по некоторым цифрам, очень напоминающие перепалку, хотя очевидно, что экономический и бухгалтерский учет -- это совершенно разные вещи, -- вспоминает один из сотрудников компании. -- На мой взгляд, никакого конструктива в этих спорах не было, и единственное разумное объяснение этому -- личная неприязнь». Алексей Миллер встал на сторону дамы не из-за джентльменских побуждений. Г-н Гафаров является представителем «старой школы» в «Газпроме», и его уход в результате конфликта оправдан исходя из логики построения новой управляющей команды в концерне. Есть еще одна версия «увольнения»: имея непосредственное отношение к экономическим расчетам движения потоков газа, поставок и денежных средств, г-н Гафаров, как никто другой, видел различные странные «нестыковки» цифр. А это нравилось явно не всем.
Изменениями в финансово-экономическом блоке Алексей Миллер не ограничился. В компании появился департамент стратегического развития. Любопытно, что два с лишним года г-н Миллер обходился без разработок видения комплексной стратегии «Газпрома», решая в основном оперативные задачи. Новый департамент будет в прямом подчинении у председателя правления. Правда, сформирован он не на пустом месте, а из ликвидируемого департамента перспективного развития, науки и экологии. Даже начальник остался тот же -- Влада Русакова. Однако до сих пор это подразделение было в ведении производственного блока и занималось преимущественно отдельными крупными проектами, но не стратегией развития.
Алексей ГРИВАЧ