|
|
N°200, 24 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кто сказал "мяу"?
Столичные власти собираются штрафовать владельцев животных за нарушение тишины
Московские власти в очередной раз вернулись к идее введения в городе административной ответственности за негуманное обращение с домашними животными и неумение правильно выдрессировать питомца. На депутатских слушаниях, прошедших вчера в городской думе, начальник отдела городской фауны департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Татьяна Павлова представила на суд народных избранников новый проект закона «О животных». Документ, предусматривает, в частности, штраф в размере до 5 МРОТ за нарушение животными тишины в ночное время, такую же сумму владельцам придется заплатить и за «загрязнение животными мест общего пользования в коммунальных квартирах и жилых домах, в том числе на лестничных клетках, в лифтах и подъездах». Впрочем, наиболее суровое наказание предусмотрено не за нарушение правил общежития, а за зверское отношение к братьям нашим меньшим: за использование кошек и собак «для получения мяса и пушно-мехового сырья» будет назначен штраф до 300 МРОТ.
Предложенный вчера депутатам документ -- уже третий законопроект «О животных», рассмотренный в Мосгордуме. Первый прошел два чтения, но был снят мэром Москвы, второй вариант вызвал в Мосгордуме настолько горячие дискуссии, что не был принят даже в первом чтении. Нынешний же документ, по словам г-жи Павловой, «переработан на 70 процентов, стал суше, короче, понятнее и призван решать более конкретные задачи применительно к Москве». Однако, убрав из законопроекта наиболее вопиющие противоречия и несуразицы, отдел городской фауны так и не смог завершить работу над главным разделом -- об административной ответственности. По словам г-жи Павловой, «полностью измененную главу об административной ответственности требуется еще доработать, чтобы точнее определить, кто и за какие нарушения будет налагать штрафы». Вопрос этот по-прежнему остается открытым, так как в этой сфере Москва вторгается в компетенцию федерального законодательства.
Можно не сомневаться, что обсуждение документа в Мосгордуме станет очередным шоу. Законопроект «О животных», а также его разработчики в мэрии и лоббисты в думе уже имеют такую репутацию, что многие депутаты не могут сдержать улыбку. Например, прошлая редакция законопроекта объявила собственностью Москвы всех диких животных, живущих на территории города. Предполагались, разумеется, лоси и олени «Лосиного острова», но депутаты вступили в серьезный спор о разграничении прав собственности на ворон между Москвой и федеральным центром, а также, с подачи депутата Владимира Васильева, задались вопросом, нужно ли отсылать бандеролью каждую дохлую крысу ее собственнику на Тверскую, 13?
Отдельную дискуссию тогда породило и положение законопроекта об эвтаназии животных. В законе указывалось, что лишение животных жизни при необходимости должно осуществляться максимально гуманным способом, а нарушение этого положения предусматривает административную ответственность. Депутаты, дабы избежать штрафа, погрузились в обсуждение наиболее гуманных способов лишения жизни тараканов и других насекомых. В итоге депутат Олег Бочаров напомнил, что термин «эвтаназия» означает удовлетворение просьбы больного об ускорении смерти. «Как мы будем спрашивать согласия у животных?» -- спросил Бочаров.
Также сугубо московским ноу-хау был признан и институт опеки животных -- в соответствии с Гражданским кодексом опека осуществляется лишь в отношении недееспособных граждан для защиты их гражданских прав и интересов. Нездоровый ажиотаж вызвала и прописанная в предыдущей редакции законопроекта защита животных от сексуального насилия.
Жаль только, что и в прошлых, и в нынешнем законопроектах, депутаты так и не пришли к пониманию того, что нельзя защитить газон от выгула собак штрафом, если не предложить москвичам специальных площадок для прогулок с питомцами. В столице же все свободное пространство застраивается настолько стремительно, что даже собачьи площадки скоро, похоже, будут заасфальтированными.
Александр ГУДКОВ