|
|
N°199, 23 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Мы знаем, кто виноват, но власть не признает ответственности"
Правозащитники настаивают на возбуждении отдельного дела по обстоятельствам гибели заложников
Спустя год после трагедии «Норд-Оста» правозащитники по-прежнему считают, что правда о событиях на Дубровке замалчивается, а родственники погибших даже объединились в общественную организацию для защиты своих прав. Не дождавшись эффективного расследования, они намерены искать справедливость в Европейском суде.
«Мы все знаем, кто виноват, но власть не признает своей ответственности, более того -- делает все, чтобы виновные в гибели 129 человек ее избежали», -- заявил вчера исполнительный директор общероссийского общественного движения «За права человека» Лев Пономарев. Как рассказал г-н Пономарев, еще в январе прошлого года его организация направила запрос в Генпрокуратуру с просьбой изучить неясные обстоятельства событий, которые попадали в СМИ и звучали в рассказах свидетелей, но не подтверждались официально. Особенно важным правозащитники считают отдельное расследование обстоятельств гибели заложников -- в частности, использовалось ли при штурме здания наркотическое средство, не разрешенное к применению законодательством. Однако, по словам г-на Пономарева, Генпрокуратура отказалась заниматься этим специально. Тогда инициативная группа «Общее действие», объединяющая известнейших российских правозащитников, обратилась к главе государства. Они призвали Владимира Путина предоставить обществу достоверную информацию о характере примененного при штурме вещества и официально разъяснить реальные обстоятельства происшедшего. Кроме того, президента попросили вмешаться в «уже совершенно непристойную ситуацию с уклонением органов государственной власти от выплат достойных материальных компенсаций» жертвам химической атаки и их родственникам.
Параллельно подготовлено обращение и в прокуратуру города Москвы, которая до сих пор «весьма пассивно», по выражению представляющего интересы заложников и их родственников адвоката Евгения Черноусова, продолжает расследовать уголовное дело по факту терроризма и захвата заложников в Театральном центре. «Мы считаем бесспорным, что спецслужбами при штурме было применено наркотическое вещество фентанил. Об этом в первые дни после случившегося упоминали в интервью журналистам некоторые высокопоставленные чиновники, -- сказал г-н Черноусов. -- Однако в соответствии с законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» применение данного наркотика разрешается только в медицинских и научных целях, экспертной и оперативно-розыскной деятельности. Налицо нарушение закона». Как рассказал адвокат Черноусов, в обращении в прокуратуру правозащитники предлагают выделить из основного уголовного дела и рассмотреть (с последующим возбуждением отдельных уголовных дел) факты незаконного применения наркотических средств, неоказания помощи, повлекшего смерть по неосторожности, превышения должностных полномочий. Также, сказал Евгений Черноусов, необходимо привлечь к уголовной ответственности входящих в штаб медработников, в результате халатности которых заложникам не была оказана должная медицинская помощь.
Впрочем, эти обращения в прокуратуру сами родственники погибших заложников считают формальностью и положительных ответов не ждут. Павел Финогенов, брат которого погиб в Театральном центре, рассказал: «Прокуратура просто игнорирует нас, и у нас даже нет официальных документов, которые мы могли бы обжаловать. Нас просто лишили права быть потерпевшими. То есть нас могут признать участниками процесса, а могут и не признать, могут знакомить с материалами дела, а могут и не знакомить». В итоге родственники на днях объединились в специальную общественную организацию «Норд-Ост», одной из основных целей которой является, по словам Павла Финогенова, «сбор доказательств для международных инстанций».
Ведь еще до истечения срока рассмотрения исков в судах некоторые пострадавшие, заранее зная, каков будет итог, подали жалобы в Европейский суд по правам человека. «Мы были уверены, что в российском суде это дело не будет рассмотрено и решения в срок не будет, -- рассказала адвокат Елена Липцер, сотрудник Центра содействия международной защите. -- Жалобы поступили в суд и были зарегистрированы, им присвоен номер. Как мы и предполагали, страна не провела в срок эффективного расследования и наказания виновных». Теперь, по словам г-жи Липцер, юристы будут готовить окончательные формуляры, и в течение месяца они будут направлены в Страсбург.
Ирина БЕЛАШЕВА