|
|
N°198, 22 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нарисуй мне Францию
Мультфильм "Трио из Бельвилля" возвращает зрителей в романтические 60-е
Во Франции необыкновенно популярны комиксы. Рассказывают, что когда в Сорбонне лектор упомянул Жорж Санд, студенты спросили: "Это автор комиксов?" Неудивительно же, что режиссер мультипликационного фильма "Трио из Бельвилля" Сильвэн Шомэ в детстве мечтал рисовать комиксы.
Еще во Франции популярна велогонка «Тур де Франс», поэтому нет ничего странного в том, что главный герой мультфильма "Трио из Бельвилля" в детстве вырезал из газет фотографии велосипедистов и клеил их в тетрадку (вот так же я в своем детстве вырезал фотографии футболистов).
Сильвэн Шомэ исполнил свою детскую мечту и получил диплом престижной французской студии комиксов в Ангулеме. Чемпион (а именно так зовут героя мультфильма) тоже не сплоховал: добился участия в велогонке «Тур де Франс».
Сильвэн Шомэ какое-то время рисовал на родине комиксы, а затем перебрался в Лондон и стал мультипликатором на студии Ричарда Пурдума. В 1996 году в Канаде режиссер снял свой первый короткометражный мультфильм "Старушка и голуби", получивший премии нескольких фестивалей. Велосипедист Чемпион оказался менее удачлив. В Марселе он лидировал в гонке, но на крутом подъеме французская мафия похитила гонщика и на пароходе перевезла его через Атлантику в мегаполис Бельвилль -- город, напоминающий одновременно Нью-Йорк и Монреаль. Нарисовал вымышленный город наш бывший соотечественник художник-постановщик Евгений Томов. Статуя Свободы в Бельвилле держит в руках рожок с мороженым и гамбургер, а местные жители необыкновенно тучны. Особенно поражает толщина задов, при том, что в остальной части субъект может быть и не толст.
Франция в мультфильме Шомэ тоже немного карикатурна, но значительно более трогательна, чем Америка. Почти у всех героев большие носы и выступающие вперед подбородки. Мужчины носят береты. Пригородные поезда проезжают под окнами дома, пассажиры читают газету "Закабаленный парижанин" (во Франции существует газета "Свободный парижанин"). Играет аккордеон. По телевизору Шарль де Голль объявляет о начале гонки «Тур де Франс». Такой из канадского далека видится Сильвэну Шомэ родина в романтические 60-е, не более похожая на настоящую Францию, чем Россия в гоголевских "Мертвых душах" похожа на настоящую Россию. Общее же настроение этой созданной Шомэ страны напоминает «Амели» Жан-Пьера Жене.
Западным критикам мультфильм кажется стилистически изощренным. Действительно, у Шомэ интересная техника, но русского зрителя, воспитанного на отечественной мультипликации, оригинальной техникой не удивишь («Трио из Бельвилля» больше всего напоминает «Приключения капитана Врунгеля»). В первых кадрах мы являемся зрителями телевизионной трансляции из американского мюзик-холла 50-х годов. Выступает "Трио из Бельвилля". Шомэ умело воспроизводит эффекты монохромной пленки. Трансляция прерывается, мы оказываемся в домике мадам Суза и ее внука Чемпиона, смотревших вместе с нами передачу из мюзик-холла. Старушка узнает, что ее внук бредит велосипедами, и дарит ему трехколесного друга. Мы перемещаемся на десять лет вперед, Чемпион под руководством мадам Суза готовится к «Тур де Франс». В чудесные синие сумерки он поднимается и спускается на велосипеде по мощеным улочкам парижского пригорода. Скоро мы видим его уже на гонке, знойный воздух Марселя передают нежные охряные тона. В компьютерных мультиках студии Диснея таких цветов не бывает.
Важно, что действие фильма происходит в 50--60-е годы. По мнению режиссера, те годы были ярче нашего времени. Мультипликатору интереснее рисовать старые здания, костюмы, автомобили. Современные же машины, на взгляд Сильвэна Шомэ, похожи на мыльницы и у художников вызывают только скуку. Чтобы художники не скучали, компьютерные 3D-технологии были использованы для оживления автомобилей, велосипедов, кораблей, поездов, и это сэкономило мультипликаторам время для более тщательной прорисовки персонажей.
Разнообразен саундтрек "Трио из Бельвилля": это и свинг, и степ, и французский шансон, и даже Моцарт, звучащий в сцене бури, в которой водный велосипед преследует через Атлантику гигантский корабль. Огромную роль в мультфильме играют естественные шумы, так, например, в конце фильма мы слышим соло на пылесосе. Зато персонажи друг с другом почти не говорят -- полная противоположность американским мультикам, где говорят не только люди, но и лошади, собаки, кошки, и где даже столовые приборы могут исполнить зажигательный номер с песнями и танцами. В своей эстетике Сильвэн Шомэ ориентируется, в первую очередь, на фильмы Жака Тати (как знак уважения в комнате, занимаемой трио из Бельвилля, висит в рамке афиша его фильма "Каникулы господина Юло") и на звезд американского немого кино -- Бастера Китона и Чарли Чаплина. Все трогательное и смешное в мультфильме Шомэ происходит без слов. По мнению режиссера, это позволяет сосредоточиться на естественных шумах, на музыке и, главное, на мимике и жестах персонажей. Самыми выразительными героями оказались "тройняшки" из Бельвилля: высокие, худые, с длинными руками и ногами. Говорят, Сильвэн Шомэ такой же. Художники часто похожи на своих героев.
Сергей ТОКАРЕВ