|
|
N°197, 21 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Артюхов идет в атаку
Проверку лицензий Минприроды начнет с ЮКОСа
Министерство природных ресурсов почувствовало порывы предвыборных ветров и объявило о давно ожидавшемся наступлении на недропользователей. Без особого стеснения МПР назначило первым «подследственным» компанию ЮКОС. Как заявили вчера в ведомстве Виталия Артюхова, в скором времени в МПР будет создано управление по мониторингу выполнения условий лицензий. И хотя план его работы пока до конца не разработан и не утвержден, в сообщении Минприроды указывается, что «все объекты компании ЮКОС» будут проверены. Про остальных российских нефтяников в пресс-релизе не упоминается. Правда, холдинг Михаила Ходорковского оказался в хорошей компании -- вместе с ним будет проверен «ряд иностранных инвесторов», таких как Royal Dutsh/Shell и ExxonMobil. Обе корпорации уже имели проблемы с МПР, а ExxonMobil, как известно, «виновата уж тем», что рассматривает возможность стать крупным акционером «ЮкосСибнефти».
Новое управление, как сообщил замминистра Александр Поволоцкий, «займется организацией и проведением инвентаризации лицензий, а также разработкой Национального плана проверок крупных недропользователей до конца текущего года и на предстоящий 2004 год». План будет предусматривать мероприятия по проверке соблюдения законодательства в сфере природопользования и выполнение лицензионных условий. При этом в МПР заявляют, что управление находится в стадии создания, а план еще до конца не разработан. Почему в него попал именно ЮКОС, в ведомстве Виталия Артюхова пояснить не смогли.
В ЮКОСе пока не слишком озабочены проверками. «Мы ожидаем, что уровень добычи новой компании составит 30% от всероссийского. Соответственно, на нашу долю придется треть всех министерских проверок», -- сказал вчера глава компании Михаил Ходорковский. По его словам, компания неукоснительно выполняет лицензионные соглашения и требования МПР, даже тогда, когда они касаются прекращения добычи нефти на Талаканском месторождении. «Дочке» ЮКОСа -- «Леннефтегазу», у которой в начале октября закончилась операторская лицензия на работу на Талакане, МПР предписало прекратить работу на месторождении.
Совсем недавно закончился продолжавшийся более трех месяцев спор МПР с Royal Dutsh/Shell. Ведомство упрекало компанию в том, что она добывает на крупном Салымском месторождении значительно меньше нефти, чем оговорено в лицензии, и грозило отобрать ее. В конечном счете было решено создать комиссию из представителей сторон, которые разработали бы новый план освоения Салыма.
Претензии к ExxonMobil со стороны чиновников прозвучали буквально в конце прошлой недели. По мнению Минприроды, иностранная компания затягивает сроки геологоразведочного изучения месторождений проекта «Сахалин-1» и не пускает инспекторов министерства на некоторые объекты. Правда, несколько дней назад в МПР говорили, что претензии не повлекут серьезных последствий для компании. Кроме того, недовольство обеими компаниями высказывали власти Сахалинской области -- по их расчетам, Exxon и Shell (оператор проекта «Сахалин-2») привлекают в ходе реализации проекта меньше 70% российской продукции и подрядчиков, хотя эта цифра записана в СРП.
Виталий Артюхов вчера сделал еще одно резкое заявление в адрес иностранных корпораций. «Контрольные органы продолжат плановые проверки по всем месторождениям и объектам, на которых работает Royal Dutsh/Shell. Исходя из информации, имеющейся в министерстве, следует ожидать ряд новых претензий, вплоть до постановки вопроса об отзыве лицензий», -- цитирует г-на Артюхова Интерфакс. Что касается ExxonMobil, то МПР «не может пройти мимо серьезных ошибок, допущенных этой компанией в проекте «Cахалин-1». Теперь компанию обвиняют в неправильном выборе участка для первоочередного освоения, в результате чего значительные затраты на бурение семи скважин на месторождении Аркутун-Даги (входит в «Сахалин-1») оказались, по словам г-на Артюхова, коммерчески неоправданными. «Еще одно нарушение -- выбор без конкурса и вопреки мнению российской стороны генеральных подрядчиков работ первого этапа проекта. Это привело к срыву сроков и серьезному удорожанию работ. Список подобных ошибок можно было бы продолжить, -- заявил министр. -- Еще худшей видится нам ситуация по проекту «Cахалин-3», где тон действий оператора проекта задает все тот же ExxonMobil. Могу определенно сказать, что из-за негибкой позиции этой компании, ее нежелания прислушаться к мнению российской стороны произошла задержка в реализации проекта минимум на два года. Все это дает основание заново обратиться к принципиальному вопросу: нет ли необходимости вынести лицензию на месторождения в рамках «Сахалин-3» на новый конкурс в обычном налоговом режиме?»
В ExxonMobil вчера не захотели комментировать эскапады министра. В Shell, в свою очередь, заявляют, что новых официальных претензий МПР им не направляло, а по Салымской группе с чиновниками достигнуто взаимопонимание.
«Мы предполагали, что подобная комиссия появится в ближайшее время, -- говорит аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Царегородцев, -- ведь версия о том, что власть будет вести атаку на ЮКОС не только при помощи правоохранительных органов, появилась в кругах инвесторов уже давно». По мнению эксперта, причиной того, что в черный список попали и иностранные компании, скорее всего является неудовольствие российских компаний, не получивших подряды от нефтяников. «Но ведь когда компания начинает разрабатывать месторождение, могут быть только общие представления, как надо бурить, так что не факт, что министерство предъявляет оправданные претензии», -- говорит эксперт.
Денис РЕБРОВ