Время новостей
     N°192, 14 октября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.10.2003
Тест на совместимость
Сегодня совет директоров «Транснефти» рассмотрит вопрос о разработке обоснования инвестиций в проект нефтепровода Ангарск--Находка. Правда, как заявляют в компании, никаких решений, кардинально меняющих ситуацию вокруг строительства нефтепровода из Восточной Сибири в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, принято не будет -- правительство еще не определилось с маршрутом, по которому пройдет труба. Между тем, как заявил замминистра иностранных дел Андрей Денисов, до конца этого года подготовить экологическую экспертизу проекта также «нереально». Пока российские чиновники обдумывают возможные варианты и выбирают между северным и южным маршрутом, Япония (которая уже не раз предлагала помощь в финансировании строительства нефтепровода с тем условием, что первоначально будет построен участок из Ангарска до Находки) увеличила сумму и выступила с заявлением, что готова предоставить инвестиции и кредиты на сумму 7 млрд долл., причем 2 млрд из них предлагается направить на освоение новых месторождений Восточной Сибири.

Члены совета директоров «Транснефти» рассмотрят два варианта строительства нефтепровода Ангарск--Находка. Хотя Энергетическая стратегия развития России до 2020 года предусматривает строительство нефтепровода из Восточной Сибири в страны Азиатско-Тихоокеанского региона с ответвлением на Дацин (Китай), на практике пока существуют два отдельных проекта «Ангарск--Находка» -- разработанный «Траснефтью» (маршрут идет от Ангарска вдоль Байкала на север и, огибая озеро, вдоль границы с Китаем до океана) и ЮКОСом (из Ангарска огибает Байкал с юга и идет на Дацин). Сегодня в «Транснефти», может быть, наконец решат, как технологически объединить их: пойдет ли труба на север или на юг вдоль Байкала, и в каком из возможных пунктов будут расходиться «рукава» нефтепровода.

Однако определение маршрута -- не единственная задача правительства. Оно должно также решить, какой из двух «рукавов» -- в Находку или в Китай -- будет построен первым, поскольку на загрузку обеих труб добывающейся в Восточной Сибири нефти просто не хватит. Как заявил г-н Денисов, «определение оптимальных маршрутов доставки нефти на внешние рынки -- это внутренний вопрос (России. -- Ред.)».

Между тем Япония продолжает склонять Россию на свою сторону. Так, по словам министра энергетики Игоря Юсуфова, эта страна, ранее предлагавшая помощь в финансировании строительства нефтепровода до Находки, стоимость которого оценивается в 5 млрд долл., теперь готова предоставить дополнительно 2 млрд долл. для освоения месторождений Восточной Сибири. «Мы будем иметь в виду предложение Японии, если выберем маршрут на Находку», -- сказал министр.

Денис РЕБРОВ