|
|
N°182, 30 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Самый талантливый доносчик Голливуда
В воскресенье на 95-м году жизни в Нью-Йорке умер знаменитый кинорежиссер Элиа Казан. При жизни он считался одной из самых неоднозначных фигур Голливуда. Казан был шаблонным примером человека, сочетавшего гигантский талант с сомнительными моральными качествами.
Сын греческих эмигрантов далеко не сразу пришел в кино: до начала 40-х Казан был известен как театральный режиссер, поставивший на Бродвее несколько отличных спектаклей. Успеха и известности в Голливуде Элиа добился уже в 1947 году, когда получил первого «Оскара» за фильм «Джентльменское соглашение». В конце 40-х и в 50-х годах Казан снимает еще десяток фильмов, едва ли не каждый из которых ныне входит в список классических шедевров. Среди них «Трамвай «Желание» по пьесе Уильямса, «Вива Сапата!», «Лицо в толпе», «В порту» (еще один «Оскар» за режиссуру), «К востоку от Эдема». Картины Казана собрали коллекцию едва ли не всех существующих в мире кинематографических призов -- от Канна и Венеции до Берлина и Сан-Себастьяна. Но одним из главных достоинств режиссера было умение делать звезд из малоизвестных актеров: именно он впервые вывел в люди Джеймса Дина, Пола Ньюмена и Марлона Брандо.
Однако в то же время Элиа Казан заработал репутацию «главного стукача Голливуда». В эпоху маккартизма и борьбы с антиамериканской деятельностью режиссер сдал комиссии конгресса имена нескольких кинодеятелей, бывших членами Компартии США. После этого отношение к Казану разделило общество надвое: одни считали его поступок патриотическим, а более либеральная публика называла его подлецом. В 1999 году Американская киноакадемия попыталась устроить всеголливудское примирение и преподнесла давно отошедшему от дел режиссеру к юбилею третий «Оскар» за заслуги перед кино. Но оказалось, что многие так и не простили Казана: на процедуре награждения часть зала демонстративно отказалась аплодировать талантливому доносчику.
Владимир ДЗАГУТО