|
|
N°182, 30 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ядерное расщепление Кемп-Дэвида
Встреча Путина и Буша не потопила атомную программу Ирана
Вчера Иран категорически отрицал, что обнаруженные уже в двух его атомных центрах следы высокообогащенного урана могут свидетельствовать о военном направлении ядерной программы страны. Представитель Ирана при Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ) Али Акбар Салех утверждает, что остатки урана уже находились на оборудовании, закупленном за рубежом. По его словам, находкам были удивлены даже сами инспекторы МАГАТЭ, поскольку «ядерная деятельность в Иране не находится на таком высоком уровне».
Накануне министр иностранных дел Ирана Камаль Харрази постарался снять существующую в мировом сообществе озабоченность в отношении ядерной программы, заявив о «полной решимости Тегерана сотрудничать с МАГАТЭ». По словам Камаля Харрази, Иран готов даже подписать дополнительный протокол к Соглашению о гарантиях с МАГАТЭ. «Но в этом случае мы хотим быть уверены, что сможем продолжать обогащение урана для производства топлива, необходимого для наших АЭС», -- сказал министр.
С этим, однако, не согласны в Вашингтоне. Именно поэтому тема ядерной программы Ирана стала одной из центральных на российско-американских переговорах в Кемп-Дэвиде. Владимир Путин послал Ирану из-за океана «ясный, но уважительный сигнал о необходимости продолжить и расширить сотрудничество с МАГАТЭ». Но Россия и США практически остались при своем. Москва уверена, что инспекций МАГАТЭ достаточно для обеспечения мирного характера иранской ядерной программы, и ценит в своем сотрудничестве с Тегераном экономическую составляющую.
О том, что Россия не должна терять контракт на строительство Бушерской АЭС в Иране, заявил на днях и глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс. «В решении проблемы Бушера надо исходить из того, что выгодно России. Если есть проблемы, связанные с распространением ядерного оружия, то необходимо идти на любые меры контроля», -- заявил он.
Вашингтон же ни в какую не желает, чтобы страна из сформулированной им «оси зла» имела ядерные технологии. Пусть даже под контролем МАГАТЭ. «Этого еще недостаточно», -- заявил вчера госсекретарь США Колин Пауэлл, настаивая на дополнительной ясности. Америка наступает на те же грабли -- перед войной в Ираке Вашингтон выдвигал Багдаду одно требование за другим, отмахиваясь от докладов международных инспекторов МАГАТЭ, а теперь сам безрезультатно пытается отыскать следы иракского ядерного оружия.
«Проблема состоит в том, что американская администрация требует от нас прекратить работы по обогащению урана, хотя ведутся они законно, под надзором МАГАТЭ и в режиме инспекций, и не представляют проблемы», -- заявляет Камаль Харрази. МАГАТЭ требует от Тегерана до 31 октября предоставить гарантии того, что под прикрытием мирной программы он не создает ядерное оружие. Уже в эту пятницу делегация МАГАТЭ прибывает в Иран. Если переговоры пройдут результативно, то в ближайшие дни международные эксперты начнут проверять иранские объекты по обогащению урана.
На этом фоне Вашингтон неожиданно получил союзника в лице внука умершего лидера исламской революции аятоллы Хомейни -- Хусейна, эмигрировавшего не так давно из Ирана в Ирак. Теперь Хомейни-внук прибыл в США с лекциями. Там он не исключил, что Тегеран может вести работы по созданию ядерного оружия, и призвал Америку «помогать движению за демократию в Иране, а для вмешательства не ждать, пока что-либо произойдет».
Андрей ЗЛОБИН