Российский МИД на днях
вновь отказался выдать въездную визу главе буддистов всего мира далай-ламе XIV Агвану Лобсану Тенцзину Гятцо. Он собирался посетить Калмыкию по приглашению ее президента Кирсана Илюмжинова. По мнению МИДа, визит далай-ламы, который, как и еще свыше 100 тысяч тибетских беженцев, после подавления в 1959 году китайскими войсками восстания на Тибете живет в Индии, может вызвать напряженность в китайско-российских отношениях.
Москва поступила исходя из прошлогодней совместной китайско-российской декларации, где было сказано, что Россия «признает Тибет неотъемлемой частью Китая». В российских буддистских центрах это известие восприняли с «глубокой печалью». В Бурятии, Калмыкии и Туве объявили, что надеются на приезд далай-ламы в следующем году.
В Китае реакция на решение МИД России конечно же положительная. «С 1959 года далай-лама использует религиозные чувства простых тибетцев для того, чтобы отколоть Тибет от Китая», -- заявил газете «Время новостей» г-н Туден, представитель управления по делам национальностей и религий Тибетского автономного района (ТАР), непосредственно подчиняющегося Пекину. По словам этого китайского чиновника, далай-лама опирается на помощь западных стран, которые используют самого далай-ламу, чтобы затормозить развитие Китая. Г-н Туден напомнил, что еще во время восстания 1959 года Запад помогал далай-ламе деньгами, разведданными, оружием. Поэтому, сказал г-н Туден, «далай-лама так далеко и зашел».
Одновременно Джампа Пунтсог, председатель ТАР (с которым встречалась в эти дни группа российских журналистов, в том числе и автор) подчеркнул, что «далай-лама стал политиканом, и цели у него раскольнические». Когда в ходе беседы прозвучало, что в Россию далай-ламу пригласил президент Калмыкии Илюмжинов, г-н Пунтсог, поразмыслив, заявил, что можно было бы пригласить господина Илюмжинова в Тибет. «Тогда он смог бы увидеть здешнюю жизнь и избавиться от заблуждений. Считайте, что я его приглашаю», -- сказал г-н Пунтсог.
Но ситуация не так однозначна. Возобновлены прерванные на десятилетия контакты между представителями далай-ламы и Пекином. Дело в том, что одна часть китайского партийного руководства считает, что было бы лучше уговорить далай-ламу вернуться домой на выгодных для Пекина условиях. Другая часть считает, что разумнее дождаться смерти 68-летнего далай-ламы и тогда проблема решится сама собой.
Далай-лама обещал последователям дожить до 103 лет и добиться за это время решения тибетской проблемы ненасильственными средствами. Но недавно в интервью французской «Фигаро» он сказал, что ожидает договоренности с Пекином в ближайшие два-три года. Иначе, пригрозил глава всех буддистов, он не сможет сдержать молодых экстремистов из тибетского движения за независимость, живущих в Индии и других странах.
Китайские власти не устают подчеркивать, что далай-лама причастен к беспорядкам, которые имели место в Тибете с конца 1987 по март 1989 года, тогда пострадали сотни людей. Нынешний китайский руководитель Ху Цзиньтао был в те годы главой партийной организации ТАР и сумел быстро и жестко подавить смуту. Но все же многие надеются, что Ху Цзиньтао проявит гибкость и уступчивость в переговорах с далай-ламой, так как уж ему-то проблемы Тибета знакомы не понаслышке.
Китай явно желает отсечь от сложного и деликатного торга с далай-ламой иностранцев, становящихся на сторону тибетского изгнанника. В сентябре далай-лама более 20 дней провел в США и встретился с президентом Джорджем Бушем, который призвал обе стороны «снять противоречия через диалог». Вашингтон не настаивает на отделении Тибета от Китая, но подчеркивает культурную, религиозную и лингвистическую идентичность Тибета. Основа для диалога есть. Далай-лама открыто признал Тибет частью Китая, и теперь он ведет речь не об отделении, а о расширении автономии.
Китайские власти требуют, чтобы далай-лама вернулся домой как простой гражданин, а не как глава правительства в изгнании, расположенного ныне в индийском городе Дхармсала. Между тем в Тибете его помнят как религиозного наставника. Во время посещения летнего дворца Норбулинка, где проживал перед бегством из Китая далай-лама, ваш корреспондент видел простых тибетцев, которые падали ниц перед креслом 14-го далай-ламы, на котором лежали его детские одежды.
Возвращение далай-ламы в качестве аполитичного религиозного лидера устроило бы Пекин больше всего. Не случайно китайские власти в последние годы потратили более 40 млн долл. на восстановление древней резиденции далай-лам -- дворца Потала в центре тибетской столицы Лхасы.