В последнее десятилетие количество приходов Русской православной церкви резко возросло. Как следует из цифр, приведенных отделом внешних церковных связей Московской патриархии, сегодня насчитывается 130 епархий (для сравнения: в 1989 году было всего 67), более 22 тыс. приходов (в 1988 году было 6893), 569 монастырей (против 18, действовавших в 1980 году). Почти на каждом заседании Священного синода утверждаются новые приходы. Причем не только на канонической территории РПЦ, но и за рубежом, в 42 странах от Польши и Балтики на западе до Аляски и Калифорнии на востоке, от Мурманска и Камчатки на севере до Причерноморья, Кавказа, Средней Азии и Китая на юге. Среди первоочередных целей распространения православного христианства на запад и на восток называются возрождение миссионерского служения и сохранение духовного, культурного и языкового наследия русских эмигрантов. Недавно же произошло два знаковых события в церковной жизни РПЦ. Началось строительство православного собора в столице католического мира Риме, а также был заложен камень в сооружение первого православного храма на Корейском полуострове.
«Это наше национальное дело»
В мае в Риме началось строительство первого на территории Вечного города храма Русской православной церкви. О многообразии проблем вокруг строительства храма спецкору газеты «Время новостей» Катерине ЛАБЕЦКОЙ поведал непосредственный участник событий Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Италии Николай СПАССКИЙ.-- Николай Николаевич, первый камень в основание храма был заложен еще 13 января 2001 года. Почему строительство начинается лишь сейчас?-- Долго согласовывалась строительная документация. Мы не стали пользоваться дипломатическим статусом и прошли абсолютно через все процедуры, предусмотренные итальянским законодательством. А это 20 инстанций. Зато сейчас у нас совершенно законная
строительная лицензия, которую получило бы любое итальянское предприятие для строительства на обычном земельном участке. Проект согласован не только с муниципалитетом, но и со всеми властями, включая региональные. У моих преемников не возникнет проблем -- мол, кто-то что-то подтасовал, воспользовался статусом посольства.
-- Наложены ли на проект какие-либо архитектурные ограничения?-- Ограничений нет. В неофициальном порядке высказывались пожелания, чтобы кресты не были выше крестов собора Святого Петра. Никакой драмы в этом нет: итальянцы все же хозяева своей страны. Проект у нас получился очень красивый, он удачно вписался в этот конкретный уголок.
-- Как относится римское общество к идее строительства храма?-- Если бы не доброжелательное отношение со стороны итальянцев, мы бы никогда не получили разрешения на этот проект.
-- Согласование шло сложно?-- Мне потребовалось четыре года. Первый камень был заложен два года назад. А ведь эта торжественная церемония оправданна, только когда вопрос уже достаточно проработан. Благодаря церемонии закладки первого камня с участием министров иностранных дел России и Италии Игоря Иванова и Ламберто Дини процесс получения строительной лицензии ускорился. В прошлом году мы ее получили, досогласовали последние технические детали, в том числе и высоту крестов, и приступили к сбору денег.
-- Это первый православный храм в Риме?-- В полноценном смысле этого слова -- да. Имевшийся с конца 30-х годов XIX века храм действовал в арендованных помещениях как домовая церковь. И сейчас недалеко от посольства в перестроенном жилом доме есть домовая церковь. Дом в аварийном состоянии, да и церковь уже не справляется. Это храм Святителя Николая, который нам полтора года назад удалось перевести из-под Константинополя под омофор Москвы. У этих двух храмов будет разная смысловая нагрузка, что очень хорошо. Рим -- центр христианства, и два православных храма здесь иметь нелишне. Но строящийся храм Св. великомученицы Екатерины -- действительно, в полном смысле этого слова первый православный храм в Риме.
-- Кстати, а как попадут прихожане в храм, если он строится на территории посольства?-- Участок, на котором строится храм, расположен за оградой посольства. Право собственности на него затерялось за годы советской власти. Но после непростой годовой борьбы нам удалось этот участок вернуть. Режим безопасности посольства будет обеспечиваться в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к дипломатической территории. В то же время храм будет открыт в те же часы, в которые по традиции работают церкви в Риме. На это мы особенно напирали в работе с итальянцами. Любой римлянин независимо от вероисповедания и без всяких проверок документов сможет прийти в храм в часы его работы.
-- Известно ли уже, когда в храме начнутся службы?-- На стройку коробки стен, без внутреннего убранства, при нормальном финансировании потребуется год-полтора.
-- Кто будет финансировать?-- Прежде всего российский бизнес. Деньги можно найти и здесь -- итальянское общество очень доброжелательно и заинтересовано в проекте. Но изначальная позиция МИДа и Русской православной церкви такова: это наше национальное дело, духовное и политическое. Впервые бумага о строительстве русской православной церкви в Италии подписана императором в 1803 году. В 1913 году началось строительство храма Рождества Христова. Но последовала известная цепочка событий: первая мировая война, революция. Стройку заморозили, а участок продали по дешевке.
-- Патриархия участвует в финансировании строительства храма?-- Мы рассчитываем на это.
-- Почему храм посвящают великомученице Екатерине?-- Так с самого начала благословил Святейший Патриарх всея Руси. МИД вышел с инициативой строительства храма, патриарх поддержал нас. В закладке камня участвовал представитель патриарха владыка Иннокентий. Будущий храм станет не только духовным, религиозным центром, но и культурным, а в определенном смысле -- и политическим центром притяжения всех россиян в Италии.
Св. Екатерина на вилле АбамелекВ роскоши средиземноморской зелени центра Рима утопает вилла Абамелек, территория российского посольства, по праву считающаяся одним из живописнейших уголков Вечного града. Расположена она по соседству с Ватиканом, лишь на четверть уступая ему площадью своих угодий. Именно здесь, на склоне Яникульского холма, в парковой зоне виллы, в мае этого года началось строительство русского православного храма. Кресты его из-за рельефа местности должны сравняться с куполом ватиканского собора Св. Петра. Строящийся храм посвящен одной из наиболее почитаемых в православии и католичестве святых -- Св. великомученице Екатерине.
Посольство СССР, а ныне его преемницы России, разместилось на вилле Абамелек после второй мировой войны. В 1944 году решением действовавшей тогда в Италии Контрольной комиссии (КК) союзников по антигитлеровской коалиции виллу временно выделили под советское представительство в КК и клуб Советской армии. Позднее, в 1946 году, «в целях общественной пользы» и под предлогом «неиспользования» виллы ее владелицей, княгиней Марией Павловной Абамелек-Лазаревой, виллу конфисковали и передали 15 июля 1947 года в собственность СССР.
Мария Павловна унаследовала эту виллу как вдова князя Семена Семеновича Абамелека-Лазарева -- известного востоковеда, археолога и мецената. Согласно его посмертной воле за виллой навсегда сохранялось название «Абамелек», деревья в парке не вырубались, и до сих пор на вилле можно видеть старинные кирпичные постройки, картинную галерею и музейные ценности. Кстати, Святой престол не раз просил Советский Союз уступить ему эти земли. Ведь с 1932 года под виллой проходит 700-метровый тоннель, связывающий Ватикан с сетью дорог Италии.
С началом строительства храма Св. Екатерины вилла Абамелек стала не просто центром российской культуры в Италии, коим она была с XIX века, а очагом русской духовности. Представитель Московской патриархии в Швейцарии, Франции и Италии архиепископ Корсунский Иннокентий отметил по окончании молебна по случаю начала строительства храма: «Это может стать добрым знаком укрепления отношений между нашими двумя государствами, взаимного знакомства с культурой и духовностью. Это нужно для наших государств, наших народов и наших церквей».
Катерина ЛАБЕЦКАЯ, Рим--МоскваСвятая Троица для корейского объединенияВ Пхеньяне начали строительство первого православного храмаЛетом этого года в столице Северной Кореи Пхеньяне, недалеко от реки Тэдонган, в новом районе Чжонбэк был заложен православный храм Святой Троицы. Архиепископ Калужский и Боровский Климент, возглавлявший делегацию Русской православной церкви, благословил заложенный в основу храма камень и деревянный крест, установленный на месте алтаря будущей церкви. А через год или полтора двухкупольное бетонное здание в русских архитектурных традициях (только с очень тонкими стенами) общей площадью 300 кв. метров станет хорошо заметным со всех основных обзорных точек города. Добраться же до него легко и удобно можно будет по восьмиполосному шоссе. Строительство полностью ведет и оплачивает корейская сторона под руководством комитета православия Союза верующих Кореи. С российской стороны за работами наблюдает посольство и лично посол России в КНДР.
Живоначальная Троица станет первым -- не только в Пхеньяне и Северной Корее, но и на всем Корейском полуострове -- православным храмом. Православие в этой земле существовало еще до разделения полуострова на два государства, в период действия русской духовной миссии. Но службы проходили в светских зданиях. Кстати, название церкви родилось так. Корейцы много путешествовали по Москве, Хабаровску, Владивостоку. Ознакомившись с российскими храмами, они объяснили, что Троица -- это христианский Бог и самое высокое, что есть в богословии, и решили назвать свой храм в честь Живоначальной Троицы. И колокола тоже обязаны своим происхождением Владивостоку. Их подарил там корейцам один из предпринимателей. Российский патриарх Алексий II отметил также и другую символику Троицы, связанную с необходимостью единения народов Кореи. Троица выражает принципы единства, любви и полноты, чего, как написал патриарх в своем послании, так не хватает корейскому народу.
Как и следовало ожидать, строительство первой православной церкви стало объектом внимания на самом высшем уровне. Руководитель
КНДР Ким Чен Ир сказал, что мыслит этот храм как зримое воплощение традиционной российско-корейской дружбы. Потому что в нем должны молиться и корейцы, и русские.
Предполагается, что для русских прихожан, в основном из российского посольства (в Пхеньяне это от 50 до 150 человек), будет русский священник, хотя бы временный или приезжающий от службы к службе. Но будут и корейские священники, прошедшие курс подготовки в российской духовной семинарии, которые станут прежде всего заботиться о корейской пастве. Правда, оценить сегодня, сколько всего в Северной Корее православных верующих, очень трудно. Службы не совершались более полувека. И если где-то наши духовные чада и остались, то найти их будет сложно.
Священник Дионисий ПОЗДНЯЕВ