|
|
N°174, 18 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ГИБДД сокращает взяточников
За год уволено 300 инспекторов
Инспекция по безопасности дорожного движения, похоже, выполнила разнарядку по выявлению «оборотней» в своих рядах. Более 300 сотрудников ГИБДД были уволены из органов внутренних дел в 2003 году в результате 12 тысяч спецмероприятий, проведенных контрольно-профилактическими подразделениями. Об этом вчера сообщил начальник Главного управления Госавтоинспекции МВД России генерал-майор милиции Виктор Кирьянов. «Никакие аргументы не могут оправдать взятки и крохоборство. С этим злом надо бороться бескомпромиссно, и эта работа ведется нами постоянно», -- заявил он. Однако, поведав об одном из новых методов борьбы с поборами на дорогах, к которой летом призывал подчиненных министр внутренних дел Борис Грызлов, г-н Кирьянов почему-то не сообщил, используются ли в практике ГИБДД другие рекомендации министра, например обязательное размещение на патрульных машинах номеров телефонов службы собственной безопасности, по которым водители могли бы жаловаться на самоуправство и вымогательство инспекторов.
Не слишком распространялся глава ГИБДД и о том, что параллельно с выявлением «оборотней» в своих собственных рядах автоинспекция принялась бороться и с «нечистой силой» за рулем. Как считает генерал Кирьянов, зачастую водители сами предлагают взятку инспекторам. По словам начальника ГИБДД, «инспекторы не выворачивают карманы водителям-нарушителям», и без преступной инициативы со стороны автовладельцев «все заканчивается, как и должно, протоколом». В качестве воспитательной меры, которая должна напрочь отбить у водителей желание «разбираться на месте», в ГИБДД используют различные «спецмероприятия», о деталях которых общественность широко не оповещается. Однако результатом их уже стало несколько судебных процессов, где нескольким ошарашенным водителям сообщали, что их действия являются уже не административным, а уголовным преступлением, а потому сурово наказываются. Правда, такие показательные дела обычно заканчивались условными сроками -- во всяком случае, о «полноценных» приговорах в отношении водителей-взяткодателей еще не сообщалось.
О технологии проведения участившихся в последнее время воспитательных рейдов ГИБДД корреспонденту газеты «Время новостей» поведал известный автомобильный правозащитник адвокат Леонид Ольшанский. По его словам, инспекторы необязательно используют для сбора доказательств аудио- или видеозапись. «Разговор происходит в машине, и когда в руках водителя появились деньги, инспектор нажимает педаль тормоза, и сзади загораются стоп-сигналы. Увидев это, из соседней машины появляются сотрудники службы по борьбе с экономическими преступлениями, которые готовы зафиксировать факт дачи взятки должностному лицу, и вот уже водителю грозит уголовная ответственность по одной из самых тяжелых статей Уголовного кодекса», -- рассказывает г-н Ольшанский.
Стремление водителей «разбираться на месте» адвокат объясняет вовсе не привычкой, оставшейся с советских времен, и не желанием избежать ответственности, пределы которой современный КоАП и так значительно снизил. Из-за отсутствия действенного механизма исполнения постановлений об уплате штрафов многие водители их просто не платят. По словам начальника ГИБДД, в настоящее время взыскивается только треть всех штрафов (30%). По мнению г-на Ольшанского, предлагая инспектору деньги, водители просто хотят сэкономить время. «Составление протокола занимает 30--40 минут, -- заметил он, -- а водители, как правило, торопятся, потому готовы расплатиться наличными. Это не взятка, а своего рода «уплата штрафа на месте», -- считает адвокат.
Искоренение поборов путем силового воздействия на водителей автомобильный правозащитник считает неэффективным методом, которым отвлекается внимание от проблемы. К тому же, на его взгляд, очень часто во время подобных рейдов граница между взяткой и ее провокацией очень тонка, а «искусственное создание доказательств» также уголовно наказуемо. Поэтому Леонид Ольшанский рекомендует водителям насторожиться, если инспектор заводит долгий и детальный разговор про деньги. «Повторение или уточнение вопроса -- свидетельство того, что вас записывают на диктофон», -- предупреждает адвокат.
Ирина БЕЛАШЕВА