|
|
N°172, 16 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Взрыв без чеченского эха
Теракт в Магасе политики обошли гробовым молчанием
Еще один грузовик со взрывчаткой был взорван вчера на юге России. На этот раз очередной террорист-смертник привел его в столицу Ингушетии Магас, к стенам только отстроенного здания местного УФСБ, входящего в комплекс правительственных зданий республики. В результате мощнейшего взрыва сама штаб-квартира ингушских чекистов устояла, но были ранены 30 человек, двое из которых позже скончались. Все пострадавшие -- сотрудники республиканского УФСБ. Также частично пострадали и соседние здания -- президентского дворца, республиканского парламента, правительства и казначейства. В частности, стекла были выбиты в кабинетах самого президента республики Мурата Зязикова (его в этот момент в здании не было) и главы правительства Ингушетии Тимура Магушкова.
Как ни странно, вчера и федеральные власти, и руководители самой Ингушетии к происшедшему отнеслись почти с олимпийским спокойствием. Представители силовых ведомств, включая главу МВД Бориса Грызлова и директора ФСБ Николая Патрушева, и даже политики обошли теракт в Магасе гробовым молчанием. Также ничего по поводу случившегося не сказали ни президент Зязиков, ни премьер Магушков. Ингушские чиновники рангом пониже о взрыве говорили, но тоже мало и сугубо в практическом плане -- об оказании помощи пострадавшим и мерах по восстановлению поврежденного здания УФСБ. Но самое удивительное -- никто даже не произнес традиционные в таких случаях обвинения в адрес чеченских боевиков. Об авторах взрыва все без исключения чиновники говорили лишь как о «неких неизвестных преступниках», для поимки которых «создан оперативный штаб».
На первый взгляд, такое откровенное замалчивание взрыва в Магасе на фоне всех прочих терактов этого года могло бы навеять воспоминания о «старом добром» советском времени, когда обо всех ЧП в стране официально говорить было нельзя. Хотя скорее всего в данном случае причины молчать у федерального центра и ингушских властей были разные. Первые, очевидно, ничего не комментировали, чтобы лишний раз не вспоминать о бессилии спецслужб, которые ничего не могут противопоставить чеченским боевикам, успешно действующим по «палестинскому сценарию». Ингушские же власти, очевидно, не хотели говорить о причастности к теракту чеченцев (как известно, обе нации имеют одни и те же вайнахские корни). Характерно, что вчерашний теракт в Магасе стал первым подобным инцидентом в Ингушетии за время обеих чеченских кампаний. До сих пор если в Ингушетии чеченские боевики себя и проявляли, то объектом их нападений являлись только представители федеральных сил, задействованные в контртеррористической операции. Кстати, единственным, кто решился назвать вещи своими именами, оказался и.о. президента Чечни Ахмат Кадыров. Он оценил происшедшее в Магасе как "следствие ослабления борьбы с терроризмом", отметив, что, хотя силовым структурам было известно о присутствии в Ингушетии бандитов, "чувствительные меры против них в течение последних четырех лет не принимались".
В неофициальных же беседах и ингушские, и чеченские оперативники не скрывали, что, естественно, главная версия теракта в Магасе -- именно чеченская, и, очевидно, за ним стоит все тот же Шамиль Басаев со своей бригадой террористов-смертников. Кстати, случайно это или нет, но одним из пострадавших в результате теракта в Магасе оказался замначальника УФСБ Чечни Михаил Сафонов, который в понедельник как раз приехал к ингушским коллегам на совещание.
По данным МВД Ингушетии, взрыв у здания УФСБ прогремел в 11.55. Вчера уже было установлено, что груженый взрывчаткой ГАЗ-53, за рулем которого сидел молодой человек, въехал в Магас со стороны села Экажево. В кузове машины, которые обычно используют в колхозах, при этом якобы видели серые мешки из-под цемента. Грузовик беспрепятственно проехал милицейский пост при въезде в столицу. В центре же города перед КПП, установленном при въезде на площадь Республики (где и расположены все административные здания), водитель свернул на проселочную дорогу и, объехав территорию правительственного комплекса, въехал на нее со стороны пустыря, где никакой охраны не было. По словам оперативников, смертник пробил металлический решетчатый забор, окружающий здание УФСБ и, подъехав к нему примерно на 15--20 метров, подорвал бомбу. По предварительным оценкам экспертов, основной ее заряд был сделан из смеси аммиачной селитры и алюминиевой пудры (весом 600--900 кг), мощность же взрыва составила около 400--600 кг тротила. В это время в УФСБ находилось около ста человек. 30 из них были отправлены в больницы, где двое из пострадавших к вечеру скончались.
На месте грузовика осталась воронка диаметром 10 и глубиной 3 метра. Взрывной волной во всех зданиях в радиусе 200 метров были выбиты стекла. В самом здании УФСБ оказались разрушены кровля и часть межкомнатных перекрытий. По оценкам экспертов, от полного разрушения его спасли конструктивные особенности -- здание возводилось по самым жестким нормам сейсмостойкости по принципу железобетонного монолита. Его строительство, кстати, было завершено только в июле этого года, и открывал новую штаб-квартиру ингушских чекистов лично директор ФСБ Николай Патрушев.
Виктор ПАУКОВ, Александр РАСКИН