|
|
N°171, 15 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Устранить Арафата не значит его убить
Принятое Израилем решение трудно перевести на русский
Решение израильского правительства об «устранении» Ясира Арафата, принятое в четверг поздно вечером на заседании кабинета министров, продолжает оставаться главной темой дебатов и в Израиле, и за его пределами. Россия и Европа подвергли его жесткой критике. Сам Арафат заявил, что «лучше умрет, чем покинет Палестину». В Израиле единой точки зрения нет. Большинство видит в Арафате источник всех бед еврейского государства. Но не все поддерживают правительство, хотя на этот крайний шаг оно пошло на фоне новых терактов и после того, как Арафат уволил премьера Махмуда Аббаса (с которым израильтяне и американцы соглашались иметь дело).
Уточним, что слово на иврите, употребленное в правительственном документе в отношении Арафата, не означает однозначно ни его высылки, ни физической ликвидации. Это трудно перевести на русский язык. Слово "устранение", употребленное выше, наиболее близко по смыслу, но не исчерпывает всех оттенков. Скажем так: принято решение о том, что Арафат будет тем или иным образом лишен власти. Какой способ избрать -- будут решать министр обороны Шауль Мофаз и начальник генштаба израильской армии Моше Яалон, а затем премьер Ариэль Шарон.
Сомнения, однако, прозвучали уже на заседании кабинета. Первым их озвучил глава Общей службы безопасности (ШАБАК) Ави Дихтер. Он сказал, что "игра не стоит свеч". "Лучше давайте усилим режим его изоляции", -- предложил Дихтер. Его поддержал Шауль Мофаз: "Между тем вредом, который Арафат причинит нам из-за границы, и тем, который он причиняет сейчас, нет особой разницы". Моше Яалон предложил предъявить Арафату последний ультиматум и только потом переходить к решительным мерам. Аргументы силовиков не произвели особого впечатления на правительство, и решение об устранении было принято подавляющим большинством голосов.
Правые политики выражают несогласие с "излишней мягкостью и двойственностью решения", по их мнению, Арафат должен быть физически ликвидирован. Левые же даже отправляются в Рамаллу с "визитами солидарности".
На палестинских территориях решение израильтян было встречено хорошо предсказуемым взрывом угроз в адрес Израиля и демонстрациями протеста у резиденции "раиса" («президента», как называют арабы Арафата). Его сторонники несколько дней стоят там живым щитом в ожидании атаки вражеских спецподразделений. Новый премьер автономии Ахмад Крэа (Абу Ала) заявил, что прекращает формирование кабинета и не возобновит его до тех пор, пока Израиль публично не откажется от «устранения Арафата». Израильские обозреватели считают, что эта позиция будто позаимствована из детского анекдота "Назло бабушке отморожу уши". Ведь именно сейчас палестинцам и нужен дееспособный кабинет.
Однако отказ от формирования правительства выгоден Арафату. Он опять становится не стесненным в действиях лидером. Остается ждать, как поступит Шарон: у него нет возможности затягивать реализацию решения, время играет против него.
Михаил БОЛОТОВСКИЙ, Тель-Авив