|
|
N°169, 11 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Основную ответственность за крушение демократии в Чили несет правительство Альенде"
Андрес Сальдивар занимает сегодня пост председателя чилийского сената. Осенью 1970 года, за три года до переворота, 34-летний Сальдивар был министром финансов в правительстве президента Эдуардо Фрея. Он сыграл важную роль в переговорах о признании Сальвадора Альенде президентом Чили, для чего по конституции требовалось решение парламента страны. Христианские демократы обещали Альенде поддержку в обмен на смягчение социалистической составляющей его программы. Именно тогда уходивший в отставку президент Фрей сказал Альенде: «Твое правление закончится крахом, и эта страна плохо кончит». Позднее часть соратников Сальдивара из Христианско-демократической партии приветствовала военный переворот. Сам Сальдивар ушел в оппозицию режиму, в 1980 году оказался в ссылке. В 1999 году Андрес Сальдивар был кандидатом в президенты Чили, но проиграл первичные выборы нынешнему президенту Рикардо Лагосу. Андрес САЛЬДИВАР рассказал газете «Время новостей» о том, каким ему видится с дистанции в три десятилетия трагический день переворота в Чили -- 11 сентября 1973 года.
-- В то время я был сенатором от Христианско-демократической партии и находился в оппозиции президенту Альенде. Я был противником военного переворота. Но мы видели, что он неизбежен в той ситуации, которую переживала страна. 11 сентября я скрывался в защищенных местах. День прошел в абсолютной неизвестности, никто из нас не знал, какими силами организован переворот -- левыми или правыми, в каком направлении он будет развиваться. Мы в тот момент даже не знали, с кем генерал Пиночет, -- свои предпочтения сам он до этого никогда не проявлял.
-- 11 сентября 1973 года было для Чили катастрофой или спасением?
-- Отношение к событиям этого дня противоречиво. Военный переворот покончил с демократией в Чили, правительство президента Альенде было жестоко свергнуто, и начался один из самых черных периодов в истории нашей страны. Но накануне 11 сентября ситуация в Чили была невыносимой и безвыходной. И до этого страну довело правительство Альенде. Политический и экономический кризис поставил страну на грань гражданской войны. Для меня 11 сентября -- это не праздничная, а драматическая дата.
-- Кто же несет за это большую ответственность?
-- Я всегда говорю, что основную ответственность за крушение демократии в Чили несет правительство президента Альенде. Оно не смогло найти выход из кризисной ситуации, к которой привело страну. Кроме того, среди правых сил Чили были группы, которые подстрекали трудности и искали переворота любой ценой.
-- Иностранные державы оказали влияние на ситуацию?
-- Думаю, что США помогли не столько самому перевороту, сколько тем людям, которые его провоцировали и обладали большими возможностями для его осуществления. Без сомнения, ЦРУ и некоторые элементы в правительстве Никсона предприняли все для того, чтобы сделать возможным свержение президента Альенде. Но их действия не были определяющими.
-- А роль СССР и Кубы в развитии кризиса?
-- Куба провоцировала кризис. Кубинское вмешательство обостряло чувствительность населения к действиям правительства Альенде, люди боялись, что в Чили будет установлено правление по типу кастровского. Поддержка Альенде со стороны СССР была более далекой, ее влияние было меньше. Но значительная часть чилийского общества была напугана советским примером и перспективой установления в Чили марксистско-ленинской диктатуры. Это, без сомнения, способствовало формированию умонастроений в пользу свержения Альенде.
-- А можно было избежать военного переворота?
-- Да. Если бы президенту Альенде удалось наладить диалог с самыми непримиримыми группами в его собственном правительстве. И если бы в стране удалось провести плебисцит о доверии правительству Альенде, как это предлагали некоторые партии, например Христианско-демократическая.
-- Тем не менее сегодня фигуру Альенде возвеличивают, а Пиночета, напротив, все более развенчивают?
-- Фигура Альенде всегда будет очень важной в истории Чили. Он олицетворял идеи и силы, которые собирались осуществить перемены демократическим путем, но с установлением марксистского правительства. Для сторонников социалистических идеалов его фигура будет принимать все более мифические черты, становиться все более положительной. Неудачи Альенде и негативные стороны его правления остаются в прошлом. Ведь Наполеона -- уж если с кем-нибудь сравнивать -- вспоминают по успехам, а не по ошибкам. Что же касается Пиночета, то сегодня нет ни одного политического сектора, который возвеличивал бы его. Даже его однопартийцы не стремятся к этому. По нашему мнению, он возглавлял правительство, совершившее жесточайшие преступления против прав человека. Хотя были и некоторые достижения в экономике.
-- Разве «чилийское экономическое чудо» не заслуга Пиночета?
-- Надо признать, что Пиночет обладал волей для проведения реформ, и это позволило заложить основы для успехов в экономике. Экономический рост Чили стал особенно заметен в последние 12, ну, может, 15 лет -- в основном это годы правления демократических правительств. Рост наблюдался лишь последние два года правления Пиночета. Я думаю, что останься его правительство у власти и после 1989--1990 годов, его деятельность привела бы к краху. Дело в том, что при нем страна была закрыта для мира. А нынешние успехи базируются на том, что страна смогла выйти за свои границы, продавать товары и увеличивать свое присутствие в глобальном мире. Хотя, конечно, Пиночет осуществил перемены для создания в стране рыночной экономики.
-- Без его «железной руки» чилийский народ воспринял бы эти перемены?
-- Уверен, что этого можно было добиться и при демократии.
Беседовал Андрей ЗЛОБИН