|
|
N°168, 10 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Договор дороже денег
Европа может оплатить присоединение России к Киотскому протоколу
Евросоюз готов безвозмездно выделить нашей стране 11 млн евро за ратификацию Киотского протокола. О том, что европейцы собираются предложить нашей стране, по сути, взятку за присоединение к этому важнейшему международному соглашению, направленному на сокращение выброса углекислого газа в атмосферу, сообщил вчера заместитель главы представительства ЕС в Москве Винсент Пикет. Естественно, европейский чиновник, выступавший на специальной конференции, организованной Советом по внешней и оборонной политике и журналом «Россия в глобальной политике», использовал более дипломатичные выражения и говорил о «содействии последовательному выполнению Россией условий Киотского протокола». Однако слишком очевидно, что политики из ЕС отчаялись добиться от России ратификации документа лишь с помощью призывов и обращений и готовы предложить более осязаемые стимулы.
Как известно, вступление в силу этого многострадального документа, предусматривающего закрытие ряда вредных производств и ограничение на деятельность некоторых промышленных предприятий, сейчас полностью зависит от ратификации его Россией. Соглашение имеет смысл лишь в том случае, если о взаимных обязательствах договорятся страны, чей совокупный «вклад» в выбросы парниковых газов составляет 55%. Без российской доли в 17% выбросов этот порог недосягаем. Наша же страна до сих пор уклоняется от официального ответа международному сообществу: она не ратифицирует документ, хотя и не отказывается от него.
Хотя, как сообщил вчера заместитель министра экономического развития и торговли Мухамед Циканов, его ведомство уже направило в правительство окончательное заключение по поводу документа из Киото. «Наша позиция такова: Киотский протокол надо ратифицировать, хотя особенных экономических выгод это России не принесет», -- сказал г-н Циканов. Замминистра признал, что сами европейцы, основные инициаторы договоренностей, не очень охотно идут на обсуждение экономических аспектов документа, предпочитая «давление на политическую составляющую». Однако и политическую составляющую сам г-н Циканов посчитал достаточно уважительной причиной, чтобы Россия приняла на себя обязательства по протоколу. Кроме того, он не исключил, что может появиться «реальная возможность торговли квотами». По прогнозам Минэкономразвития, в 2008--2012 годах Россия будет иметь 3--5 млрд тонн сокращенных выбросов. И эту невыбранную квоту можно будет частично продать промышленно развитым европейским странам, не успевающим в оговоренные сроки остановить вредные производства. И хотя общая потребность в этом виртуальном товаре, по тем же самым прогнозам, не превысит 500--800 млн тонн, г-н Циканов считает, что «это тот сектор рынка, который можно будет сформировать».
Однако даже в скромный финансовый успех ратификации Россией Киотского протокола верят далеко не все отечественные политики и экономисты. Президент Фонда «Политика» и, как он сам себя назвал, Киото-скептик Вячеслав Никонов перечислил аргументы против подписания договора: влияние CO2 на глобальное потепление окончательно не доказано, самый перспективный покупатель наших квот -- США вышли из протокола и никогда не вернутся, а европейцы являются очень жесткими партнерами по переговорам и практически никогда не идут на уступки в интересах России. Выполнение же обязательств по протоколу наложит на Россию определенные ограничения. «Мы можем просто продать свой будущий экономический рост, -- резюмировал г-н Никонов, -- за цену, которую мы пока даже не знаем». Научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин также считает, что Россия не должна поддаваться давлению ЕС и в первую очередь исходить из собственных прагматических интересов. «Для экономиста научные основы процесса выбросов не важны, -- сказал он. -- Мы обсуждаем вопрос торговли. Торговать предметами, которых в природе не существует, в принципе, можно. Но мы должны прекратить разговоры в терминах «за» и «против», а сосредоточиться на механизме. Сейчас Россия обладает некими уникальными правами, и мы не должны упускать шанс навязать свои условия. Это вопрос нового позиционирования России в мире».
Ирина БЕЛАШЕВА