|
|
N°168, 10 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Концы в воду
Завтра выходит в прокат "Бассейн" Франсуа Озона
Английская писательница Сара Мортон (Шарлотта Ремплинг) в поисках вдохновения приезжает в Прованс на виллу своего издателя и в уединении начинает писать детектив "Дорвелл надевает юбку". Однако необходимое для работы спокойствие нарушает неожиданный приезд дочки издателя Жюли (Людивин Санье). Молоденькая француженка каждый вечер приводит в дом нового мужчину. Ее поведение сначала раздражает писательницу, но очень скоро героиня Ремплинг находит в жизни Жюли материал для своей новой книги -- "Бассейн". И мы, таким образом, являемся "читателями" "книги в фильме" (разновидность распространенного жанра "фильм в фильме"), реальность и вымысел переплетаются, и распутать все узлы не удастся даже после второго просмотра.
Из современных французских режиссеров Франсуа Озон уступает в популярности только Жан-Пьеру Жене. А у критиков Озон точно любимец. Его картины настолько богаты киноцитатами, визуальными играми и ассоциациями, что даже если фильмы Озона не нравятся, писать на них рецензии все равно приятно.
Любители кино находят у французского режиссера переклички со многими классиками, имя Хичкока повторяется чаще других, но, думается, внешние аллюзии в картинах Озона не так важны, как внутренние. Он, как всякий большой художник, создает одно гигантское произведение, в котором действуют собственные законы, и вот в этих законах было бы интересно разобраться.
В фильмах Озона легко выделить несколько основных черт. Во-первых, замкнутость места действия. Вспомним кукольный домик в "8 женщинах", уютную немецкую квартиру в "Каплях дождя на раскаленных скалах", буржуазный особнячок в "Ситкоме". В "Бассейне" -- вилла на юге Франции.
В замкнутом пространстве под действием некой силы персонажи раскрывают свои слабости. В "Ситкоме" всех сбила с пути истинного белая крыса, в "8 женщинах" мнимая смерть хозяина дома заставила других персонажей приоткрыть свою тайную жизнь. В "Бассейне" героиня Шарлотты Ремплинг изменилась, когда с бассейна во дворе виллы был снят защитный брезент (на поверхности плавали прошлогодние листья).
Ключевым моментам фильма почти всегда предшествует музыкальный номер, при этом важны слова песни. В "Каплях дождя..." перед трагической развязкой герои исполнили Tanze Samba mit mir ("Танцуй самбу со мной"), в "8 женщинах" Озон подобрал значимый музыкальный номер каждой героине, итог фильму подвела Даниэль Дарье песней на стихи Арагона "Нет счастливой любви". В "Бассейне" герои танцуют под песенку Let's do it ("Давай сделаем это") накануне убийства.
Чрезвычайно важны движения камеры, положение персонажей в кадре и вариативная повторяемость сцен. В "Ситкоме" в первых кадрах человек входит в особняк, но камера не следует за ним, на общем плане мы видим дом, слышим выстрелы и крики. Когда в конце фильма эта сцена разыгрывается вновь, положение камеры меняется: становится понятно, как произошло убийство. В "Каплях дождя..." в важнейшей сцене мы видим героя с ног до головы (именно так движется камера), его молодой друг лежит на кровати навзничь. Когда герои отмечают год своих отношений, в той же спальне нам показывают персонажа уже с головы до ног (обратное движение камеры), его молодой друг лежит на кровати ничком. В "Бассейне" камера медленно движется вдоль тела вытянувшейся на солнышке Жюли, потом поднимается по телу стоящего над ней молодого официанта Фрэнка. В другой сцене точно таким же движением камеры показаны Сара и старый садовник Марсель, и эта выходка режиссера вызывает в зале самый искренний смех. Скоро между четырьмя персонажами будут распределены роли убийцы, жертвы, соблазнительницы и соблазненного.
Возможно, из прочитанного складывается впечатление, что Озон нудный эстет и "Бассейн" скучное заумное кино. Сказать по правде, "Бассейн" самый захватывающий и самый чувственный фильм режиссера. "8 женщин" были прекрасно сделаны, но в целом кино получилось затянутым и оттого скучноватым. "Капли дождя..." и "Ситком" могли показаться намеренно скандальными. "Криминальные любовники" и вовсе худшее его кино. Своей атмосферой "Бассейн" напоминает скорее фильм "Под песком", в котором Шарлотта Ремплинг впервые сыграла у Озона. В "Бассейне" две любимые его актрисы -- Ремплинг и Санье -- встретились и сыграли прекрасно. Однако недостаточно прекрасно для жюри Каннского фестиваля, где фильм не получил ни одной премии. "Премия как геморрой, рано или поздно каждая ж... ее получит", -- сказала героиня Ремплинг в начале фильма. Угадала ли?
Сергей ТОКАРЕВ