|
|
N°166, 08 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Как упредить «кровь на Каспии»
Об этом поговорят в Ашхабаде
Сегодня в Ашхабаде начинается очередное заседание Специальной рабочей группы (СРГ) по выработке Конвенции по правовому статусу Каспия. В нем примут участие спецпредставители президентов пяти каспийских государств -- Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркмении. Российскую делегацию возглавляет замминистра иностранных дел Виктор Калюжный.
Кто будет руководить делегацией принимающей стороны, ясно не вполне. За неделю до мероприятия президент Туркмении Ниязов публично объявил выговор своему главному «каспийскому» переговорщику, председателю Государственного предприятия при президенте Туркмении по вопросам Каспийского моря Хошгельды Бабаеву. Чиновник наказан за «недостойное поведение и проявленную личную недисциплинированность», и с него предписано «удержать трехмесячный должностной оклад и перечислить указанные средства в госбюджет Туркмении». Это самая ординарная мера наказания, применяемая лично Туркменбаши по отношению к проштрафившимся начальникам любого ранга. Обычно она предваряет более суровое наказание, а до тех пор чиновник примерным трудом должен доказать свою профпригодность и верность вождю.
Где и как оступился Хошгельды Бабаев, официальная туркменская хроника не указывает. Очевидно, однако, что если он по-прежнему будет возглавлять туркменскую делегацию в СРГ, то ожидать серьезных результатов от ее работы в эти дни не приходится. Туркменским чиновникам и раньше на любых переговорах дозволялось лишь озвучивать жесткие указания Туркменбаши. А в нынешней, «подвешенной» ситуации г-н Бабаев может быть лишен даже этих полномочий. Так что какие-либо подвижки в позиции Ашхабада по Каспию станут известны лишь в случае личной встречи Ниязова с высокопоставленными дипломатами. В отсутствии же таких подвижек ашхабадская встреча окажется безрезультативной. Туркмения до сих не определила свое отношение к договоренностям, заключенным Азербайджаном, Казахстаном и Россией, позволившим разделить дно Каспия и начать его ресурсное освоение. Ашхабад также в отличие от этих трех стран предпочитает не перечить Ирану в его претензиях на 20-процентную долю Каспия, что давно уже является тормозом в проблеме раздела моря.
В этих условиях единственным конкретным результатом ашхабадского заседания может стать согласие всей каспийской пятерки с инициативой Москвы по проведению встречи на уровне министров иностранных дел.
В российском МИДе такую встречу, местом проведения которой в декабре нынешнего -- январе будущего года могут стать Москва или Астрахань, считают логичной, поскольку создание СРГ несколько лет назад было обязано именно решению на уровне глав МИДов пяти стран. И поскольку деятельность СРГ явно зашла в тупик, она нуждается в дополнительном политическом импульсе. Министерская встреча, как считают на Смоленской площади, не отменяет идею второго каспийского саммита, но обязательно должна предварять его. Только так можно избежать повторения неудачи ашхабадского саммита весной прошлого года, когда главные дипломаты «пятерки» сумели пообщаться лишь в ночь накануне встречи президентов и не успели упредить разговоры о возможной «крови на Каспии».
Аркадий ДУБНОВ